Статья 15.24. Публичное размещение, реклама под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательстваСтатья 15.24. Публичное размещение, реклама под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства Публичное размещение, реклама или предложение в любой иной форме под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными бумагами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Комм. Футо С.Р. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере порядка обращения ценных бумаг, в том числе в сфере обеспечения прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Правовую основу указанных общественных отношений составляют Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О рекламе» и ряд подзаконных нормативных правовых актов. Предметом правонарушения выступают документы, размещаемые, рекламируемые или предлагаемые под видом ценных бумаг. Ценной бумагой признается документ, который, отвечая требованиям установленной формы и обязательных реквизитов, удостоверяет имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Ключевым отличием ценной бумаги от любого иного документа, помимо соответствия требованиям статьи 142 Гражданского кодекса РФ, является то, что она характеризуется одновременно следующими признаками: 1) закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных формы и порядка; 2) размещается выпусками; 3) имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения. К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. Не будет признаваться ценной бумагой тот документ, который не указан в качестве таковой законом. Объективную сторону правонарушения составляют три группы действий: 1) публичное размещение, 2) реклама, 3) предложение в любой иной форме документов, не являющихся ценными бумагами (хотя и удостоверяющие денежные и иные обязательства), но выдаваемых за них. Эмитентам, публично размещающим ценные бумаги, в соответствии с Федеральным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» запрещено их рекламировать и (или) предлагать неограниченному кругу лиц в случае нераскрытия информации в объеме и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (см.: комментарий к ст.15.19 КоАП РФ). Согласно статье 34 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» рекламодателям под угрозой признания рекламы недобросовестной запрещено: 1) указывать недостоверную информацию о своей деятельности, о видах и характеристиках ценных бумаг, предлагаемых к покупке или продаже либо другим сделкам с ними, и об условиях этих сделок, другую информацию, направленную на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг; 2) указывать предполагаемый размер доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости; 3) использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на действительные либо мнимые недостатки профессиональных участников рынка ценных бумаг, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги. Рекламой в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О рекламе» признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Не является рекламой на рынке ценных бумаг общедоступная информация о ценных бумагах и эмитентах, а также информация, предоставляемая уполномоченным органам в связи с выполнением ими функций по регулированию рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под публичным размещением указанных документов понимается их отчуждение первым владельцем путем заключения гражданско-правовых сделок лицом, принявшим решение о выпуске данных документов и несущим от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных в данных документах (обязующимся по этим документам уплатить определенную сумму через определенный срок). Под предложением в любой иной форме понимается любая оферта лица, отчуждающего указанные документы. Правонарушение считается оконченным с момента выполнения действий, перечисленных в диспозиции статьи, т.е. с момента публичного размещения, подачи рекламы или предложения в иной форме под видом ценных бумаг документов, ими не являющихся. Законодатель предусмотрел существенное условие наступления административной ответственности — отсутствие в действиях виновного лица признаков уголовно наказуемых деяний, предусмотренных статьями 159, 182, 185, 186 Уголовного кодекса РФ. Субъектами правонарушения являются юридические и должностные лица. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым (реже косвенным) умыслом. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных в области рынка ценных бумаг, и органов внутренних дел (милиции), а дела о правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных в области рынка ценных бумаг. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |