Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулированияСтатья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования 1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и(или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании — влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и(или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании. 2. Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. 3. Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке. 4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках. 5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию. 6. Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и(или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. 7. Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.3 и 16.4 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Примечания. 1. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 1, 3, 4 и 5 настоящей статьи, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. 2. Стоимость внутренних и внешних ценных бумаг определяется на день совершения административного правонарушения по правилам, установленным валютным законодательством Российской Федерации для расчета суммы резервирования по валютной операции. 3. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации. Комм. Футо С.Р. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере осуществления валютных операций. Регулирование валютных операций осуществляется федеральными законами от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», от 10 июля 2002г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», от 8 декабря 2003г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и др. Предметом правонарушения выступают валюта и валютные ценности. Под валютой понимаются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов и монет, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации или соответствующего иностранного государства или группы иностранных государств (для иностранной валюты), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки и средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Валютными ценностями являются иностранная валюта и внешние ценные бумаги. По юридической конструкции состава правонарушение является сложным: его объективную сторону составляют семь самостоятельных групп деяний, описанных в комментируемой статье. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.15.25 КоАП РФ, образуют действия по осуществлению валютных операций: — запрещенных валютным законодательством Российской Федерации; — с нарушением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании; — с нарушением порядка списания и(или) зачисления денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании. Валютным законодательством Российской Федерации запрещены валютные операции между резидентами. Их осуществление, как уже отмечалось, образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 комментируемой статьи, за исключением случаев осуществления валютных операций, определенных в части 1 ст.9 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», например, операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории России, а также по договорам страхования указанных грузов. Валютное законодательство Российской Федерации определяет в качестве резидентов физических лиц — граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации на основании вида на жительство, юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и т.д. Нерезидентами являются иностранные граждане, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, и т.д. Специальным счетом в смысле комментируемой статьи является банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций. Резидент или нерезидент, осуществивший или выразивший намерения осуществить валютную операцию либо списание (зачисление) денежных средств со своего специального счета (на свой специальный счет), открытого (открытый) в уполномоченном банке, по которым установлено требование о резервировании, должен выполнить требование о резервировании в порядке, установленном Инструкцией ЦБР от 1 июня 2004г. №114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций». Требование о резервировании устанавливается органом валютного регулирования применительно к одной валютной операции. Сумма резервирования подлежит зачислению на отдельный счет в уполномоченном банке в валюте Российской Федерации в размерах и на сроках, определяемых органом валютного регулирования. Сумма резервирования подлежит внесению резидентами и нерезидентами до осуществления валютной операции либо не позднее дня ее осуществления. Срок резервирования не может превышать 60 календарных дней до дня осуществления валютной операции. Осуществление валютной операции допускается лишь после исполнения резидентом или нерезидентом обязанности по обязательному резервированию. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 комментируемой статьи, представлена действием или бездействием, выраженным в нарушении установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений, если органами валютного регулирования не установлен особый порядок. Счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), открываются резидентами без ограничений. Открытие банковских счетов в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, физическими лицами — резидентами осуществляется только после предварительной регистрации открываемого счета в налоговых органах по месту учета резидента. Разрешение на открытие и использование или разрешение на использование банковского счета юридического лица — резидента в иностранной валюте в банках и иных кредитных учреждениях, расположенных за пределами Российской Федерации, выдается Департаментом валютного регулирования и валютного контроля Банка России или территориальным учреждением Банка России по месту государственной регистрации резидента. Об открытии (закрытии) счетов (вкладов) резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории Российской Федерации. При открытии резидентами счетов (вкладов) в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, до 1 января 2007 г. должно быть обеспечено соблюдение требования о предварительной регистрации открываемого счета в порядке, устанавливаемом ЦБР. По истечении указанного срока будет действовать общий порядок. Несоблюдение установленного порядка открытия счетов, а также открытие их без разрешения образуют состав части 2 комментируемого административного правонарушения. Объективную сторону правонарушений, предусмотренных частью 3 комментируемой статьи, образуют действия и бездействие, выраженные в невыполнении обязанности по обязательной продаже части валютной выручки либо нарушении порядка продажи части валютной выручки. Обязательная продажа части валютной выручки является одним из условий осуществления внешнеэкономической деятельности. В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физических лиц — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере 30 процентов суммы валютной выручки. ЦБР вправе устанавливать иной размер обязательной продажи части валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 30 процентов ее суммы. Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента (физического лица — индивидуального предпринимателя и юридического лица) не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке и распространяется на поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов. Ответственность по части 4 ст.15.25 КоАП РФ наступает при невыполнении в установленный срок обязанности зачисления выручки за экспортированные товары, работы, услуги, переданную информацию или результаты интеллектуальной деятельности. В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты обязаны обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Зачисление валютной выручки является обязательным условием проводимых экспортных операций. Передача товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, нерезидентам может как сопровождаться экспортом, т.е. вывозом с таможенной территории России за границу без обязательства об обратном ввозе, так и осуществляться в пределах таможенной территории Российской Федерации. В части 4 комментируемой статьи речь идет о невыполнении резидентом обязанности по получению на свои банковские счета денежных средств в сроки, предусмотренные договорами. Следовательно, при наличии действий резидента, направленных на получение денежных средств от нерезидента, находящегося в стадии неисполнения обязательства (например, взыскание в судебном порядке, обращение взыскания на предмет залога), данные обстоятельства следует рассматривать в качестве исключающих возможность привлечения его к административной ответственности. Часть 5 комментируемой статьи является обратным отражением ее части 4. В случае нарушения внешнеторговой сделки любой из сторон, приведшего к невыполнению условия контракта и неполучению оговоренных благ (товаров, работ, услуг и т.д.) со стороны нерезидента, резидент обязан осуществить действия по возврату в Российскую Федерацию денежных средств в установленный срок. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 6 комментируемой статьи, представлена действиями или бездействием, выраженных в: несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям; нарушении установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования; нарушении установленных единых правил оформления паспортов сделок; нарушении установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок. При осуществлении валютных операций резидент предоставляет органам валютного контроля формы учета и отчетности в порядке, определенном ЦБ РФ в «Положении о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» от 1 июня 2004г. №258-П. Единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, а также порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком России (см.: указание ЦБ РФ от 12 февраля 1999г. №500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства»; Инструкция ЦБ РФ от 15 июня 2004г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»). Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, а также обеспечивать ее сохранность в течение не менее пяти лет. Объективную сторону комментируемого правонарушения составляют как одно из перечисленных в диспозиции части 6 статьи действий (бездействие), так и их совокупность. В Российской Федерации ввоз иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства. Декларирование валюты Российской Федерации и иностранной валюты при ввозе и пересылке в Российской Федерации и вывозе и пересылке из России осуществляется в порядке, установленном приказом ГТК РФ от 28 августа 2000г. №768 «Об особенностях декларирования валюты и ценных бумаг, перемещаемых юридическими лицами». В соответствии с указанием ЦБ РФ от 30 марта 2004г. №1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом — резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов» физическое лицо — резидент при осуществлении валютных операций имеет право перевести из Российской Федерации без открытия банковского счета в уполномоченном банке иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США. Сумма наличной иностранной валюты, которую имеют право вывозить из Российской Федерации физические лица — резиденты и физические лица — нерезиденты без представления в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в Российской Федерации либо приобретена в Российскую Федерацию, составляет до 10 000 долларов США. Сумма наличной иностранной валюты, не подлежащая декларированию, при единовременном вывозе из Российской Федерации составляет 3000 долларов США. При превышении указанного эквивалента физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты. Единовременный вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается. Иностранная валюта в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, на основании письма Федеральной таможенной службы от 18 мая 2005г. №01-06/16132 «Об изъятии иностранной валюты» подлежит изъятию. При квалификации правонарушения по части 7 комментируемой статьи следует разграничивать это деяние и деяние со смежными составами административных правонарушений, закрепленных статьями 16.3 и 16.4 Кодекса РФ. Правонарушение считается оконченным с момента совершения действий (бездействия), предусмотренных частями 1—7 комментируемой статьи. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица. Примечание к данной статье исключает возможность применения административной ответственности по частям 1, 3, 4 и 5 в отношении должностных лиц организаций, допустивших административное правонарушение, поскольку определяет в качестве субъектов по ним лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Субъективная сторона правонарушения предполагает как умысел, так и неосторожность. Протоколы о правонарушениях составляют и дела о них рассматривают должностные лица органов валютного контроля, например, Федеральной таможенной службы. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |