Статья 37. Цели водопользованияСтатья 37. Цели водопользования Водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей. Комм. Калиниченко Т.Г. 1. Общая характеристика статьи. Статья состоит из одной нормы,в которой последовательно определяются цели водопользования. Комментируемая статья соотносится со статьей 3 Кодекса, устанавливающей основные принципы водного законодательства, к числу которых относится указанное в части 4 целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей. Законодатель не перечисляет в статье все цели водопользования, оставляя их для обозначения в самом содержании Водного кодекса. Перечень целей не является закрытым. 2. Цели и значение статьи. Она предназначена для установления и обеспечения принципа целевого использования водных объектов. Значение статьи 37 определяется тем, что она корреспондирует с частью 5 ст.3 ВК РФ, определяющей приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление водных объектов в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов. Таким образом, целевое водопользование продолжает традицию водного законодательства в установлении приоритета для обеспечения первостепенной потребности людей в питьевой воде, в воде для хозяйственно-бытовых, в том числе санитарно-гигиенических, нужд. Не случайно при перечислении целей в новом Водном кодексе на первое место поставлена цель питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Одной из важных целей указанной статьи является установление соотношения между различными целями правового регулирования, поскольку правила, касающиеся питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и иных видов водопользования, содержатся в актах не только водного, но и экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о недрах. Целевое использование водных объектов как принцип водного законодательства не следует смешивать с процессами целеполагания и требованиями установления целевых показателей, хотя определенную связь здесь иногда можно проследить. О целях иной по своему характеру деятельности (информационной, контрольно-надзорной), но все же в определенной степени связанных с целями водопользования, речь идет в части 2 ст.30 о государственном мониторинге водных объектов (см. комментарий к этой статье), в части 3 ст.31 о государственном водном реестре (см. комментарии к ней), в части 1 ст.32, где указано, что для разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов осуществляется гидрографическое районирование территории Российской Федерации; сами же схемы разрабатываются для достижения определенных целей (ч.2 ст.33), и в то же время они должны содержать в себе целевые показатели качества воды в водных объектах на период действия этих схем (п.1 ч.3. ст.33, см. также ч.5—6 ст.35). В свою очередь, водохозяйственные балансы предназначены для достижения важных экономических, экологических и иных целей (п.3 ч.3, ст.33). В статье 33 (п.6 ч.3) говорится и о целевых показателях уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия. Из сказанного следует, что принцип целевого использования широко реализуется в нормах данного Кодекса. Подчеркнем, что это явствует не только из содержания предписаний, которые гарантируют либо воплощают данный принцип, но даже из юридико-технического оформления многих статей главы 5 Кодекса, которые носят названия, обозначающие именно цели использования водных объектов (ст.43—53). 3. Содержание статьи. Статья 37 практически является основой многих статей, определяющих целевое назначение использования и охраны водных объектов и их водных ресурсов. Во-первых, целевое водопользование играет важную роль в возникновении и прекращении права водопользования. При этом именно на основе статьи 37 в статье 9 и главе 3 ВК РФ установлены основы целевого назначения, построенные на различных основаниях: а) по способу пользования для 1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; 2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; 3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии; б) по хозяйственно-целевому назначению на цели питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения водных объектов; сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава леса и иные предусмотренные настоящим Кодексом цели. Важное значение приобретают цели водопользования при прекращении права водопользования. В соответствии с частью 3 ст.10 ВК РФ основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда признается нецелевое использование водного объекта. Целевое назначение использования водных объектов является основой содержания договоров водопользования. В соответствии со статьей 13 (ч.1) договор водопользования должен содержать цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора(изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 1 ст.11 комментируемого Кодекса. При этом договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора. На основе целей построена и система выдачи разрешений на водопользование. В соответствии со статьей 21 ВК РФ предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения федерального Правительства. В иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 рассматриваемой статьи, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 ст.11 Кодекса. В соответствии со статьей 22 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать указание на цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 2 ст.11 ВК РФ. Важное значение приобретают цели водопользования при формировании нового для водного законодательства института — государственного водного реестра, который создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по v предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. И наконец, статья 37 является основополагающей для других, детализирующих ее статей Водного кодекса, например статей 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54. 4. Сфера действия и адресаты статьи. Нормы, содержащиеся в комментируемой статье, имеют чрезвычайно широкую сферу действия. Законодатель не перечислил все цели водопользования, раскрыв их в содержании других норм Кодекса. Это в соответствии с частью 2 ст.11 ВК РФ использование водных объектов для обеспечения обороны страны и безопасности государства; сброса сточных вод и (или) дренажных вод; размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов; размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций; разведки и добычи полезных ископаемых; проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; подъема затонувших судов; сплава древесины в плотах и с применением кошелей; забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов. В соответствии с частью 3 ст.11 водные объекты используются для судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов; осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов; забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод; забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и(или) судоходных попусков (сбросов воды); забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств; воспроизводства водных биологических ресурсов; проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов; проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ; рыболовства, рыбоводства, охоты; осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; санитарного, карантинного и другого контроля; охраны окружающей среды, в том числе водных объектов; научных, учебных целей; разведки и добычи полезных ископаемых, размещения и строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек; полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными; купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса. Адресатами статьи, таким образом, в первую очередь являются потребители, но также другие лица и работники органов и организаций, в чьи обязанности входит управление различными системами, связанными с использованием водных объектов и их водных ресурсов, контролем и надзором за соблюдением экологического санэпидемиологического, водного и иного законодательства. 5. Смежное правовое регулирование. По существу, большая часть норм комментируемой статьи является отсылочными к иным отраслям российского законодательства. Поэтому на практике при ее применении необходимо предпринимать достаточно большие усилия на поиск и изучение этого законодательства. Иначе возможны ошибки правоприменения. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |