Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод


Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод

1. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

2. Запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты:

1) содержащие природные лечебные ресурсы;

2) отнесенные к особо охраняемым водным объектам.

3. Запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты,расположенные в границах:

1) зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

2) первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

3) рыбоохранных зон,рыбохозяйственных заповедных зон.

4. Сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Комм. Фролов А.Н.

1. Общая характеристика статьи. Она состоит из четырех частей, две из которых, в свою очередь, разделены на пункты. В ней сформулирован ряд важных запретов и ограничений. Первая часть комментируемой статьи содержит отсылочную норму самого общего характера о том, что данный вид пользования водными объектами должен осуществляться в соответствии с требованиями Водного кодекса и экологического законодательства. Вторая часть устанавливает два запрета сброса сточных или дренажных вод в водные объекты, используя в качестве критерия статус водных объектов (содержащие природные лечебные ресурсы, отнесенные к особо охраняемым). В части 3 для формулирования запретов применен иной подход (принцип зонирования). Здесь выделены 3 группы (разновидности) имеющих специальный режим зон:для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; для зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; для зон, выделяемых в рыбоохранных, рыбохозяйственных, заповедных целях. Таким образом, эти запреты построены с применением пространственно-целевых критериев. Перечень запретов открытый, поскольку в части 4 комментируемой статьи установлена возможность запретов (а равно ограничений и приостановления) по иным, кроме указанных в частях 2 и 3, основаниям.

2. Цели и значение статьи. Она призвана обеспечить соблюдение законности и правопорядка в самом широком плане: как для использования, таки для охраны водных объектов, куда сбрасываются (или куда запрещено сбрасывать) сточные воды. В нашей стране сточных вод производится, к сожалению, слишком много, и лиц, нарушающих требования водного и экологического законодательства, более чем достаточно, а технологии очистки во многом устарели, не хватает финансирования для их модернизации и т.п.

Статистическая справка: по данным государственного доклада, объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты, в 2005 году уменьшился и составил 50,9 куб. км (2004г. — 51,3 куб. км). К категории загрязненных отнесено 17,7 куб. км сточных вод (34,8% общего объема). Основной объем сброса загрязненных сточных вод относится к видам экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (52%) и «Обрабатывающие производства» (21%). Кроме того, 2% загрязненных сточных вод приходится на сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство, 2% — на добычу полезных ископаемых и 4% — на удаление сточных вод, отходов и аналогичную деятельность.

Значение норм статьи велико: наряду с законодательством о лечебных местностях и курортах, об особо охраняемых природных территориях, иным экологическим законодательством, санитарно-эпидемиологическими требованиями и нормами статей 55—61 ВК РФ, конкретизирующими их подзаконными актами они должны создать единую правовую основу сохранения водных объектов нашей страны.

3. Сфера действия и адресаты статьи. Современное общество при всем ориентировании на достижение целей охраны окружающей среды и рациональное природопользование, инвестирование новых технологий производит слишком много отходов, в том числе сбрасываемых в водные объекты в виде сточных и дренажных вод. Трудно назвать область человеческой деятельности, где бы не производились такие отходы: сельское хозяйство, лесное хозяйство, промышленность, коммунальное хозяйство, научная деятельность и т.д. и т.п. Отсюда и очень широкая сфера действия статьи (особенно нормы, содержащейся в части 1). Остальные положения касаются более ограниченного круга водных объектов, но зато имеющих еще более важное значение для обеспечения жизнедеятельности людей, сохранения биоразнообразия,достижения иных целей, в том числе охраны прав каждого на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья, право на отдых и др.

Следовательно, адресатами ее предписаний можно считать не только хозяйствующих субъектов, ведущих деятельность, элементом (или последствием) которой является производство сбросов сточных либо дренажных вод в водные объекты, или лиц, осуществляющих функции экологического и санитарно-эпидемиологического контроля и надзора, но всех граждан.

4. Основные понятия. Безусловно, к таковым относятся понятия сточных и дренажных вод, выделенные в качестве основных для всего Водного кодекса в статье 1 (см. комментарий к ней), а также понятие «сброс». Вторую группу терминов, значимых для уяснения предписаний комментируемой статьи, составляют те, которые обозначают различные виды зон и особо охраняемых водных объектов.

5. Проблемные ситуации и трудности применения. Они связаны, как и во многих иных случаях, с поиском соответствующего нормативного материала, а также с установлением режимов и границ особо охраняемых зон. Специальные проблемные ситуации чисто юридического характера возникают в связи с выявлением правонарушений, сбором доказательств, квалификацией содеянного, установлением виновных лиц, оформлением- материалов дела ит.п. Здесь надо соотносить общие запреты по частям 2 и 3 комментируемой статьи с отсылочными нормами статей 68 и 69 ВК РФ и составом административных проступков по Кодексу об административных правонарушениях и законодательству субъектов Российской Федерации либо экологических преступлений по Уголовному кодексу, решать вопросы исчисления размеров нанесенного ущерба и возможности возмещения экологического вреда согласно предписаниям Гражданского кодекса.

6. Источники права. Как указано в части 1 комментируемой статьи,ими являются Водный кодекс и законодательство в области охраны окружающей среды.

О понятии водного законодательства см. комментарий к статье 2.

О понятии экологического законодательства см. часть 2 комментария к статье 43.

Многие нормы, регулирующие сброс сточных вод в водные объекты, содержатся в федеральных законах «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «О санитано-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Значителен объем нормативных правовых актов.

7. Связь норм статьи с иными предписаниями Водного кодекса. В комментируемом Кодексе регулированию использования водных объектов для целей сброса сточных или дренажных вод посвящены статьи 1 (понятие «использование», «сточные воды», «дренажные воды», «водные объекты»), 5 (определяющая виды водных объектов), 11 (регулирующая предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, а в пункте 2 ч.2 указывающая на сброс сточных и дренажных вод), 13 и 22 (о содержании правовых документов), 37 (упоминающая среди иных целей водопользования сброс сточных или дренажных вод), 38 (о видах водопользования), 39 (регулирующая права и обязанности собственников водных объектов и водопользователей), 55 и другие статьи главы 6 об охране водных объектов. Так, в статье 65 ВК РФ содержится запрет использования сточных вод для удобрения почв в пределах водоохранных зон.

8. Сточные воды. Согласно статье 1 ВК РФ - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

9. Дренажные воды. В соответствии со статьей 1 ВК РФ они определяются как воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты.

10. Сброс сточных и(или) дренажных вод. В самом общем виде это понятие означает привнесение их в водные объекты, которое может быть осуществлено путем их слива, выпуска, залпового, аварийного спуска вод из коллекторов, т.е. путем любого перемещения сточных или дренажных вод с местах образования (хранения, обработки) с помощью специальных приспособлений, через ливневые канализационные системы, в водные объекты.

Сброс сточных или дренажных вод может быть законным и противоправным; в последнем случае виновные лица подлежат административной или уголовной ответственности (см. комментарий к ст.68). Он может быть осуществлен в пределах установленных нормативов и лимитов либо с их превышением (см. комментарий к ст. 20, 33, 35), с берегов водного объекта, и источников, находящихся на суше, и с судов и других плавучих средств, платформ, искусственных островов и сооружений и т.п.

11. Запреты сброса сточных и дренажных вод. Как уже было отмечено (см. п.1 комментария к данной статье), при формулировании запретов законодатель использовал пространственные и целевые признаки, характеризующие место осуществления сброса сточных или дренажных вод. Соответственно, запрещается их сброс в водные объекты:

а) содержащие природные лечебные ресурсы, т.е. использование для охраны здоровья, лечения заболеваний, оздоровительных мероприятий и т.п. Природные лечебные ресурсы — это минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия,используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения (ст.1 Закона о природных лечебных ресурсах);

б) отнесенные к особо охраняемым водным объектам. Таковыми по российскому законодательству являются участки водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны Международно-правовыми соглашениями предусматриваются различные категории особо охраняемых водных объектов (см., например, Рамсарскую конвенцию о водно-болотных угодьях);

в) зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (см. п.5 комментария к ст.43).

г) первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

д) рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

12. Меры воздействия. Водное и административное законодательство предусматривают ряд мер для предотвращения и прекращения сброса сточных или дренажных вод; они осуществляются в порядке и на основании предписаний КоАП РФ.

Прекращение сброса сточных или дренажных вод может быть осуществлено в порядке и на основаниях, предусмотренных статьей 10 ВК РФ, т.е. в случаях нецелевого использования водного объекта, использования его с нарушением российского законодательства, неиспользованием его в определенные правоустанавливающими документами сроки (см. комментарий к ст.10 и к ст.68).




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Monday, 20-Jan-2014 04:50:04 UTC