Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы


Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. Ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы за пределами территорий городов и других поселений устанавливаются от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.

7. Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным законом от 1 мая 1999 года №94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей,помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств),за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение,строительство,реконструкция,ввод в эксплуатацию,эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями,обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения,засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

18. Закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

Комм. Халчанский С.А.

1. Общий обзор статьи. Она велика по объему: состоит из восемнадцати частей, которые в ряде случаев разделены на пункты. В статье детально регулируются вопросы правового статуса, мер охраны, порядка учреждения водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

2. Основные понятия. В части первой комментируемой статьи содержится определение водоохранной зоны. Под ней понимается территория, которая примыкает к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер или водохранилищ и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. Согласно комментируемому Кодексу (ч.4 ст.5) береговая линия — это граница водного объекта, которая определяется для: моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива; реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по сред немного летнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды; болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

3. Цели установления специального режима. Специальный режим в водоохранных зонах устанавливается в целях предотвращения загрязнения,засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Специальный режим заключается в том,что на территории водоохранных зон вводятся в административном порядке определенные запреты на осуществление отдельных видов хозяйственной и иной деятельности и использования земли либо требования о воздержании от совершения определенных действий.

Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий.

4. Запреты. Как предусмотрено в части 15 рассматриваемой статьи, в границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических,взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Представленный перечень запретов носит весьма усеченный характер по сравнению с перечнем запретов, предусмотренных для водоохранной зоны Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996г. №1404 (действует, пока формально не отменено). Этим Положением предусмотрено, что в пределах водоохранных зон запрещаются:

а) проведение авиационно-химических работ;

б) применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

в) использование навозных стоков для удобрения почв;

г) размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

д) складирование навоза и мусора;

е) заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

ж) размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 метров и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов;

з) размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков;

и) проведение рубок главного пользования;

к) проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления водным фондом строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

5. Иные ограничения и требования. На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнения, засорение и истощение водных объектов.

На территориях водоохранных зон разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов (п.6 Положения).

6. Правовой статус и режим прибрежных защитных полос, запреты и ограничения. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (ч.17).

В указанный набор запретов не вошли многие виды запретов, предусмотренные в Положении о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах. Так, согласно пункту 7 Положения в пределах прибрежных защитных полос дополнительно к ограничениям, указанным в пункте 6 Положения для водоохранных зон, запрещаются также: применение удобрений; размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения; и т.д.

Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

7. Иные меры охраны. Водным кодексом предусмотрены меры охраны водных объектов при проведении различного рода работ, в том числе в пределах водоохранных зон водных объектов. Согласно части 16 комментируемой статьи в границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Проведение в водоохранных зонах водных объектов строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением их дна и берегов, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности (см. комментарий к ст.61).

В целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод Водный кодекс устанавливает в статье 63 особые требования по охране лесов, расположенных в водоохранных зонах. В этих лесах запрещается проведение рубок главного пользования. Проведение других рубок в водоохранных зонах осуществляется в соответствии с лесным законодательством (см. комментарий к ст.63). Предоставление в пользование лесов водоохранных зон осуществляется в установленном лесным законодательством порядке по согласованию с уполномоченным государственным органом управления водным фондом.

8. Субъекты контроля и надзора. Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004г. №400, данная служба осуществляет контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, в том числе лесов водоохранных зон (п.5.1). В случае выявления нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности Служба вправе применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера (п.6.6).

9. Определение размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос. В комментируемой статье (ч.4—14) устанавливаются конкретные размеры водоохранные зон для различных водных объектов, а также их прибрежных защитных полос. В частности, предусмотрено, что ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до 1 км — 50 м;

2) от 10 до 50 км — 100 м;

3) от 50 км и более — 200 м.

Для реки, ручья протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км, устанавливается в размере 50 м. Для морей ширина водоохранной зоны составляет пятьсот метров. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Что касается рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, то для них водоохранные зоны не устанавливаются.

10. Спорные проблемы. До принятия комментируемого Кодекса размеры водоохранных зон для различных водных объектов определялись Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996г. №1404. При этом в ряде случаев эти размеры значительно превышают размеры, которые предусмотрены в комментируемой статье. Так, согласно комментируемой статье максимальная ширина водоохранной зоны для рек составляет двести метров и устанавливается она, если река имеет протяженность от пятидесяти километров и более. В указанном же Положении такой размер водоохранной зоны устанавливается для участков рек протяженностью от их истока от 50 до 100 км, для рек же протяженностью от 200 до 500 км ширина водоохранной зоны составляет 400 м, а для рек протяженностью от 500 км и более — 500 м.

В отношении озер и водохранилищ необходимо сказать следующее. Согласно части 6 комментируемой статьи ширина водоохранной зоны для озер, водохранилищ устанавливается в размере пятидесяти метров. Что касается озер, расположенных внутри болота, или озер и водохранилищ с акваторией менее 0,5 кв. км, то для них, как можно сделать вывод из названного пункта 6, водоохранная зона не устанавливается. Для сравнения, указанным Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах минимальная ширина водоохранных зон для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 кв. км — 300 м, от 2 кв. км и более — 500 м.

Согласно комментируемой статье ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным законом от 1 мая 1999г. №94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Однако в нем не содержится положений, непосредственно касающихся вопроса о ширине водоохранной зоны озера Байкал. В статье 2 этого Закона лишь определяется, что на Байкальской природной территории выделяются различные экологические зоны, и в частности центральная экологическая зона, территория которой включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001г. №643 утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Так, в частности, запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек; деятельность, связанная с проведением взрывных работ на акватории озера Байкал и в прибрежной защитной полосе его водоохранной зоны.

11. Определение ширины водоохранных зон отдельных водных объектов. Как предусмотрено в рассматриваемой статье, ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы за пределами территорий городов и других поселений устанавливаются от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных как на территориях поселений, так и за их пределами границы прибрежных защитных полос водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы на территориях поселений измеряется от береговой линии.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до трех градусов и 50 м для уклона три и более градуса.

Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

К сожалению, в комментируемой статье отсутствует какое-либо указание о том, как определяется порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режима их использования, что может приводить на практике к возникновению спорных ситуаций.

Согласно Положению о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах размеры и границы зон и полос, а также режим их использования устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос уточняются в проектах водоохранных зон. Проектирование водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляется в соответствии с нормативно-методическими документами, утвержденными МПР России.

12. Полномочия субъектов управления. Функции заказчика по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос для водных объектов, за исключением водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование, возлагаются на бассейновые и другие территориальные органы управления водным фондом. По водохранилищам, предоставленным в обособленное пользование, эти функции возлагаются на водопользователей.

Согласно Положению о Федеральном агентстве водных ресурсов данное агентство организует подготовку и осуществление мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос (п.5.1.3), представляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по установлению размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режима их использования (п.5.11).

Проекты водоохранных зон утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению бассейновых и других территориальных органов управления водным фондом. Государственная экспертиза, в том числе экологическая, и согласование проектов водоохранных зон осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок проведения экологической экспертизы проектных материалов определен Федеральным законом от 23 ноября 1995г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с посл. изм. и доп.).

Положением также предусмотрено, что на приграничных территориях режим использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению бассейновых и других территориальных органов управления водным фондом, согласованному с органами Пограничной службы ФСБ России, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды в соответствии с их полномочиями (п.8).

Границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (за исключением водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование), закрепляются на местности специальными (водоохранными) информационными знаками установленного образца. Эту работу проводят бассейновые и другие территориальные органы управления водным фондом. Закрепление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос для водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование, производится водопользователями. Население информируется об установлении указанных границ, а также о режиме ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах.

13. Практические проблемы и их решение. На практике установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режима их использования иногда связано с нарушением закона. Так, решением Приморского краевого суда от 15 декабря 2005г. по заявлению прокурора Приморского края было признано противоречащим закону и недействующим постановление администрации Приморского края от 18 апреля 2005г. №80-ПА «Об утверждении размеров и границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов города Владивостока». Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассматривавшая в судебном заседании 15 марта 2006г. гражданское дело по кассационной жалобе администрации Приморского края на выше указанное решение Приморского краевого суда, оставила его без изменений.

Судом было установлено, что при согласовании и утверждении постановления администрацией Приморского края от 18 апреля 2005г. №80-ПА были допущены нарушения требований Федерального закона «О животном мире», Водного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996г. №1404. В частности, не были соблюдены требования о размере водоохранных зон и прибрежных защитных полос, отсутствует положительная государственная экологическая экспертиза.

Как отмечается в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15 марта 2006г. (дело №56-Г06-4), в соответствии с пунктами «д» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что принимаемые субъектом Федерации законы и иные нормативно-правовые акты не могут противоречить федеральным законам. Согласно статье 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне. Размеры же водоохранных зон, утвержденные постановлением администрации Приморского края №80-ПА, не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Согласно пункту 4 Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах ширина прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение, а именно таковыми является ряд водных объектов города Владивостока, устанавливается не менее 100 м независимо от уклона и характера прилегающих земель. Поскольку прибрежные защитные полосы находятся в пределах водоохранных зон, ширина водоохранных зон не может быть менее размеров прибрежных защитных полос. Между тем, как следует из приложения к постановлению администрации края №80-ПА, в нарушение требований федерального законодательства на отдельных участках рыбохозяйственных водоемов размеры водоохранных зон были снижены до 0 м, т.е. отсутствуют либо необоснованно уменьшены.

Поскольку в данном случае речь идет о водоемах, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение, довод кассационной жалобы о том, что нулевой размер водоохранных зон не может привести к негативным последствиям для экологической ситуации в крае и в отдельных случаях допускается установление размеров и границ водоохранных зон исходя из конкретных условий планировки и застройки (п.2—5 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996г. №1404), нельзя признать состоятельным, как не основанным на законе.

В соответствии с пунктом 4 ст.12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования подлежат обязательной государственной экологической экспертизе регионального уровня.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы должно быть основано на анализе представленных материалов в их совокупности, в том числе проектных решений, заложенных при установлении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории края. Оспариваемое постановление администрации Приморского края в нарушение действующего законодательства не имело положительного заключения Государственной экологической экспертизы, издано без учета необходимых предусмотренных в генеральном плане г.Владивостока (не утвержден) позиций и при отсутствии проектов водоохранных зон.

14. Правовые последствия. Установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос не влечет за собой изъятия или выкупа земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом. Но собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

В связи с этим надо отметить, что Земельный кодекс Российской Федерации отнес земли водоохранных зон водных объектов к землям водного фонда (ст.102). Это было не совсем верно, так как при установлении водоохранных зон земельные участки остаются у их собственников, владельцев, пользователей и используются ими в соответствии с их основным целевым назначением и разрешенным использованием и соответственно согласно Земельному кодексу могут относиться к различным категориям земельного фонда (например, землям сельскохозяйственного назначения). Федеральный закон «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (ст.14) исправил это положение, внеся изменение в статью 12 ЗК РФ, исключающее земли водоохранных зон водных объектов из числа земель водного фонда.

Согласно земельному законодательству специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос по своей правовой природе является не чем иным, как одним из видов ограничений прав на землю, предусмотренных статьей 56 ЗК РФ. Ограничения прав на землю в водоохранных зонах устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти. Устанавливаются они бессрочно и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Этой статьей предусматривается также обязательная государственная регистрация установленных ограничений прав на землю в порядке, определенном Федеральным законом от 21 июля 1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Законодательством предусмотрено возмещение убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ограничением их прав (ст.57 ЗК РФ). Порядок возмещения убытков определяется Правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 7 мая 2003г.

Указанное выше Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах не заменяет других нормативных правовых актов о зонах санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, запретных полосах лесов по берегам водных объектов, а также об иных охранных зонах водных объектов, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, при установлении на водных объектах зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения минимальные размеры водоохранных зон и режим хозяйственной деятельности в них определяются санитарными правилами и нормами (например, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002г. №10 введены в действие с 1 июня 2002 года Санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02»; зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2002г. №3399).

15. Юридическая ответственность. В соответствии с Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах водопользователи обязаны поддерживать в надлежащем состоянии водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и водоохранные знаки.

Лица, виновные в нарушении режима использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Так, за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо водоохранной зоны водного объекта граждане, должные лица или юридические лица привлекаются к административной ответственности с наложением административного штрафа установленного размера (см. ст.7.8 КоАП РФ).

16. Государственный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Осуществление контроля в этом случае возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, бассейновые и другие территориальные органы управления водным фондом, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, государственные органы управления использованием и охраной земель и специально уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

17. Правовое регулирование информационного обеспечения. Водное законодательство предусматривает, что документированные сведения о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования включаются в государственный водный реестр. Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного, целевого использования водных объектов, их охраны и других целях и представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также собственности граждан и юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (см. комментарий к ст.31).

Согласно Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002г. №150 (зарегист. в Минюсте России 12 февраля 2003г. №4207), на схеме комплексной оценки территории показываются территории, в границах которых устанавливаются ограничения на использование территорий при осуществлении градостроительной деятельности. К ним, в частности, относятся территории водоохранных зон (п.8).




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Monday, 20-Jan-2014 04:50:06 UTC