Статья 33. Схемы комплексного использования и охраны водных объектовСтатья 33. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов 1. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов. 2. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях: 1) определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; 2) определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; 3) обеспечения охраны водных объектов; 4) определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод. 3. Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются: 1) целевые показатели качества воды в водных объектах на период действия этих схем; 2) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов; 3) водохозяйственные балансы, предназначенные для оценки количества и степени освоения доступных для использования водных ресурсов в границах речных бассейнов и представляющие собой расчеты потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности (с учетом неравномерного распределения поверхностного и подземного стоков вод в различные периоды, территориального перераспределения стоков поверхностных вод, пополнения водных ресурсов подземных водных объектов); 4) лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности; 5) квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод,соответствующих нормативам качествам границах речных бассейнов,подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации; 6) основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей; 7) предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов. 4. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 5. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления. 6. Порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы устанавливается Правительством Российской Федерации. Комм. Бринчук М.М. 1. Общий обзор статьи. Статья определяет общие требования, касающиеся разработки, содержания и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов. Поэтому она очень объемна: включает шесть частей; некоторые из них имеют дополнительные пункты. 2. Значение статьи. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются существенным элементом планирования деятельности в области охраны и использования природных ресурсов в стране. Исторически необходимость разработки схем комплексного использования и охраны вод была впервые предусмотрена постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972г. «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов». 2. Общие положения. В пункте 1 установлены общие положения о содержании схем комплексного использования и охраны водных объектов и об их функциональном назначении. Схемы включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов. Для того чтобы реализовать свой потенциал, схемы должны содержать в себе информацию об основных и постоянных водопользователях в пределах бассейна, о видах водопользования, о видах и масштабах вредных воздействий на воды, о мерах и мероприятиях, которые должны осуществляться для обеспечения рационального водопользования и охраны вод. 3. Цели, для достижения которых разрабатываются схемы комплексного использования и охраны водных объектов. В частности, эти схемы разрабатываются в целях 1) определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; 2) определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; 3) обеспечения охраны водных объектов; 4) определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод. 4. Основные элементы содержания схем. Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются: 1) целевые показатели качества воды в водных объектах на период действия этих схем; 2) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов; 3) водохозяйственные балансы, предназначенные для оценки количества и степени освоения доступных для использования водных ресурсов в границах речных бассейнов и представляющие собой расчеты потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности (с учетом неравномерного распределения поверхностного и подземного стоков вод в различные периоды, территориального перераспределения стоков поверхностных вод, пополнения водных ресурсов подземных водных объектов); 4) лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности; 5) квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации; 6) основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечень мероприятий,направленных на достижение этих показателей; 7) предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов. Хотя в части 3 сформулирован закрытый перечень показателей и мероприятий, которые должны содержаться в схемах комплексного использования и охраны водных объектов, разработчики схем вправе включать в них и другие показатели, необходимые с их точки зрения для обеспечения комплексного использования и охраны вод в бассейне с учетом местных экономических, социальных, исторических, культурных и иных особенностей. 5. Субъекты, ответственные за разработку схем. Они участвуют как в рассмотрении, так и в утверждении схемы. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Водный кодекс не конкретизирует государственный орган, который разрабатывает схемы. Обычно в экологическом законодательстве называются специально уполномоченные государственные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в области экологической экспертизы, охраны атмосферного воздуха и т.п.). Очевидно, что вопросы использования и охраны вод относятся к компетенции Федерального агентства водных ресурсов. Однако в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004г. №282 (в ред. от 30 июля 2004г.), по пункту 5.1.4 указанное агентство лишь организует проведение в установленном порядке государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов. После разработки проекты схем комплексного использования и охраны водных объектов рассматриваются бассейновыми советами. В соответствии с частью 2 ст.29 ВК РФ бассейновые советы дают рекомендации, которые должны учитываться при доработке схем комплексного использования и охраны водных объектов. Согласно Федеральному закону «Об экологической экспертизе» проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации являются объектом обязательной государственной экологической экспертизы на федеральном уровне (ст.11), а проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования — на уровне субъектов Федерации (ст.12). Разновидностью таких схем являются схемы комплексного использования и охраны водных объектов. Соответственно, их проекты в обязательном порядке должны представляться на государственную экологическую экспертизу. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы они не могут быть утверждены. После рассмотрения схем комплексного использования и охраны водных объектов бассейновыми советами и учета их замечаний, при получении положительного заключения государственной экологической экспертизы схемы утверждаются для каждого речи ого бассейна уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 6. Юридическая сила схем комплексного использования и охраны водных объектов. Будучи утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, они являются обязательными для органов государственной власти и органов местного самоуправления. Принимая решения, связанные с использованием водных ресурсов и охраной вод, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны, с одной стороны, исходить из показателей, содержащихся в схемах, а с другой — обязаны в пределах своей компетенции обеспечивать последовательное выполнение предусмотренных в них положений. 7. Порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы. Таковой устанавливается Правительством Российской Федерации. Действующий ныне Порядок разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996г. №1097. В нем установлено, что федеральные, в том числе бассейновые, схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются Министерством природных ресурсов Российской Федерации с участием Министерства экономики Российской Федерации, Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерства строительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства промышленности Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на долгосрочный период, подлежат уточнению при разработке государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и утверждаются Министерством экономики Российской Федерации (некоторые из перечисленных государственных органов в настоящее время упразднены, у некоторых изменено название). 8. Виды схем. В целях определения основных направлений развития водного хозяйства, использования и охраны вод в целом по Российской Федерации разрабатывается общая федеральная схема комплексного использования и охраны водных ресурсов. Для обеспечения рационального использования и охраны вод в бассейнах водных объектов, определения мероприятий для удовлетворения потребностей населения и отраслей экономики в воде, а также для предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод разрабатываются федеральные бассейновые схемы с выделением показателей по соответствующим территориям субъектов Российской Федерации. Схемы для трансграничных водных объектов разрабатываются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. 9. Распределение обязанностей. На МПР России вышеназванным постановлением возложены обязанности по а) подготовке нормативно-методических указаний по разработке схем и утверждение их по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерством экономики Российской Федерации и Министерством строительства Российской Федерации; б) организации проведения в установленном порядке государственной экспертизы схем и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы представление согласованных с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации схем в Министерство экономики Российской Федерации. 10. Финансирование и реализация. В соответствии с постановлением Правительства России разработка схем осуществляется за счет средств федерального бюджета. Схемы реализуются в рамках федеральных и других государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, иных целевых программ, а также используются для установления лимитов водопотребления, водоотведения и экологических попусков. Федеральным органом исполнительной власти, принимающим участие в разработке схем, должны предоставляться безвозмездно необходимые материалы и результаты исследований, подготовка и проведение которых осуществлялись за счет средств федерального бюджета. Постановлением рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать выделение средств из бюджетов субъектов Российской Федерации для разработки схем. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |