AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 22. Содержание решения о предоставлении водного объекта в пользование


Статья 22. Содержание решения о предоставлении водного объекта в пользование

1. Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать:

1) сведения о водопользователе;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса;

3) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта,его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

4) срок водопользования.

2. К решению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

3. Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать:

1) указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

2) объем допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод;

3) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных води (или) дренажных вод.

Комм. Иванова А.Л.

1. Общий обзор статьи. Статья достаточно объемна и состоит из трех частей. Она содержит исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержаться в решении о предоставлении водного объекта, а также в прилагаемых к решению материалах.

Первые две части касаются любого случая предоставления водного объекта в пользование. Третья выделяет как исключение предоставление водного объекта в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод, устанавливая дополнительные сведения, которые должны указываться в решении органа исполнительной государственной или муниципальной власти.

2. Цели статьи и адресаты нормы. Статья предназначена для упорядочения процесса принятия решений о предоставлении водных объектов в пользование и фиксации сведений, которые необходимо выяснить для оформления передачи того или иного объекта в пользование. Информация, содержащаяся в данной норме, прежде всего касается тех органов власти, которые будут принимать решение о предоставлении водного объекта в пользование. Однако она косвенно затрагивает любое заинтересованное в пользовании водным объектом лицо, которое должно учитывать указанный объем и характер сведений.

3. История нормы. Законодатель впервые установил перечень сведений, которые должны содержаться в решении уполномоченного органа исполнительной государственной или муниципальной власти о предоставлении водного объекта в пользование. Водный кодекс 1995г. предусматривал предоставление водных объектов на основании решения для установления особого водопользования и указывал, что в таком решении должны быть указаны цель и основные условия использования водных объектов (ст.87).

4. Содержание решения. Согласно части 1 комментируемой статьи решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать:

1) сведения о водопользователе. Обычно под этим понимают паспортные данные (в случае с физическими лицами) или юридический адрес и регистрационные данные, получаемые юридическим лицом или частным предпринимателем при регистрации (ОГРН, ИНН);

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса. Цели использования водного объекта должны соответствовать статье 37 настоящего Кодекса: водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей. Иные цели содержатся в статье 11 ВК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

При этом следует руководствоваться положениями статьи 38 о видах водопользования (совместное и обособленное) и способах водопользования (см. комментарий к ней);

3) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование. Статья 5 Кодекса устанавливает, что береговая линия (граница водного объекта) определяется для морей, ручьев, рек и т.д. (см. комментарий к ней).

К иным сведениям можно отнести месторасположение объекта, его номер в государственном водном кадастре, иные сведения, содержащиеся в правоустанавливающих документах на водный объект;

4) срок водопользования. Законодатель не устанавливает никаких ограничений по срокам предоставления водных объектов на основании решений органов государственной и муниципальной власти, поэтому очевидно, что это будет обусловливаться конкретными обстоятельствами и практикой.

5. Содержание и юридическое значение приложений. Вторая часть комментируемой статьи устанавливает обязательность приложения к решению о предоставлении водного объекта в пользование материалов в графической форме (в том числе схем размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительной записки к ним (о понятии гидротехнического сооружения см. комментарий к ст.1).

Кроме того, проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция отдельно расположенных гидротехнических сооружений относятся к мелиоративным мероприятиям, осуществление которых регулируется Федеральным законом от 10 января 1996г. №4-ФЗ «О мелиорации земель» (СЗ РФ, 1996, №3, ст.142; в ред. от 29 декабря 2004г.).

Согласно статье 22.1 Федерального закона от 21 июля 1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 4 декабря 2006г.) права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном данным Федеральным законом.

Обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, являются документы, которые подготовлены в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений.

6. Содержание решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод. В случае предоставления водного объекта для таких целей в решение необходимо включить:

1) указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

2) объем допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод;

3) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

6.1. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.1.5.980-00, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000г. (БНМД Госсанэпиднадзора 2001 №2), устанавливают гигиенические требования:

а) к качеству воды водных объектов в пунктах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования;

б) к условиям отведения сточных вод в водные объекты;

в) к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов, способных оказать влияние на состояние поверхностных вод, а также требования к организации контроля за качеством воды водных объектов.

В соответствии с вышеуказанными Правилами не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве; содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100; содержат вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические ПДК или ОДУ, а также отсутствуют методы их определения; содержат чрезвычайно опасные вещества, для которых нормативы установлены с пометкой «отсутствие».

Не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод:

а) в пределах первого пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;

б) в черте населенных пунктов;

в) в пределах первого и второго поясов округов санитарной охраны курортов, в местах туризма, спорта и массового отдыха населения;

г) в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы;

д) в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, если содержание в них загрязняющих веществ и микроорганизмов превышает установленные настоящими санитарными правилами гигиенические нормативы.

Не допускается сбрасывать в водные объекты пульпу, снег, кубовые осадки и другие отходы и мусор, формирующиеся на территории населенных мест и производственных площадок, а также сброс мусора, неочищенных сточных, подсланевых, балластных вод и утечки других веществ с плавучих средств водного транспорта.

Сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями санитарных правил о санитарной охране водных объектов и соблюдении нормативов качества воды в пунктах водопользования.

Сброс сточных вод с судов допускается после очистки и обеззараживания на судовых установках, разрешенных к эксплуатации органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, за пределами I и II поясов зон санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения и вне черты населенных мест.

Сброс, удаление и обезвреживание сточных вод, содержащих радионуклиды, должен осуществляться в соответствии с действующими нормами радиационной безопасности НРБ-99.

6.2. Гигиенические нормативы состава и свойств воды в водных объектах. Они установлены указанными Санитарными правилами для двух категорий водопользования.

К первой категории водопользования относится использование водных объектов или их участков в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности. Ко второй категории водопользования относится использование водных объектов или их участков для рекреационного водопользования. Требования к качеству воды, установленные для второй категории водопользования, распространяются также на все участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест.

Качество воды водных объектов должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 1 к Санитарным правилам. Содержание химических веществ не должно превышать гигиенические предельно допустимые концентрации и ориентировочные допустимые уровни веществ в воде водных объектов, утвержденные в установленном порядке (ГН 2.1.5.689-98, ГН 2.1.5.690-98 с дополнениями).

При отсутствии установленных гигиенических нормативов водопользователь обеспечивает разработку ОДУ или ПДК, а также метода определения вещества и/или продуктов его трансформации с нижним пределом измерения <= 0,5 ПДК.

В случае присутствия в воде водного объекта двух и более веществ 1 и 2 классов опасности, характеризующихся однонаправленным механизмом токсического действия, в том числе канцерогенных, сумма отношений концентраций каждого из них к соответствующим ПДК не должна превышать единицу:

где:

C1,…,Cn — концентрации n веществ, обнаруживаемые в воде водного объекта;

ПДК1,...,ПДКn — ПДК тех же веществ.

Так, в соответствии с приложением 1 при сбросе сточных вод, производстве работ на водном объекте и в прибрежной зоне содержание взвешенных веществ в контрольном створе (пункте) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для водоснабжения пищевых предприятий не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0,25 мг/куб. дм, а для рекреационного водопользования и в черте населенных мест — на 0,75 мг/куб. дм.

6.3. Особые требования к осуществлению производственной деятельности. Соблюдение вышеназванных Санитарных правил обязательно при размещении, проектировании, вводе в эксплуатацию и эксплуатации хозяйственных или други> объектов и проведении любых работ, способных оказать влияние на качество воды водных объектов.

Предпроектные и проектные материалы, представляемые в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы для заключения о соответствии их действующим санитарным нормам и правилам, должны содержать:

а) обоснование выбора района, пункта, площадки (трассы) для строительства, включая природные особенности территории (гидрологические, гидрогеологические и др.);

б) данные о фоновом загрязнении водных объектов;

в) качественные и количественные характеристики сбросов вредных веществ в водные объекты с результатами опытно-промышленных испытаний новых технологий, данными эксплуатации действующего аналога, материалами зарубежного опыта по созданию подобного производства;

г) перечень и сроки выполнения водоохранных мероприятий, разрабатываемые на основе значений ПДК и ПДС вредных веществ и продуктов их трансформации с подтверждением их эффективности данными, полученными при эксплуатации отечественных и зарубежных аналогов;

д) данные о вероятности залповых и аварийных сбросов в водные объекты, меры по их предупреждению и планы действий при их возникновении;

е) расчеты ожидаемого (прогнозируемого) загрязнения водных объектов с учетом действующих, строящихся и намечаемых к строительству хозяйственных и иных объектов, а также рассредоточенных источников загрязнения, включая выпадение загрязнений из атмосферы;

ж) предложения по организации производственного контроля за качеством воды водных объектов (включая перечень контролируемых показателей), подверженных влиянию строящегося (реконструируемого) объекта.

Строительство хозяйственных, промышленных и других объектов, в том числе очистных сооружений, допускается по проектам, имеющим заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы об их соответствии действующим санитарным нормам и правилам.

Не допускается ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых хозяйственных и других объектов, которые не обеспечены мероприятиями и сооружениями для предотвращения или устранения существующего загрязнения поверхностных вод, без опробования, испытания и проверки работы всего оборудования, включая лабораторный контроль за качеством водных объектов.

Любое изменение технологических процессов, связанных с увеличением объема, изменением состава сточных вод, а также концентраций содержащихся в них веществ без заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы не допускается.

Место выпуска сточных вод населенного пункта должно быть расположено ниже по течению, за его пределами с учетом возможного обратного течения при нагонных явлениях. Место выпуска сточных вод в непроточные и малопроточные водные объекты должно определяться с учетом санитарных, метеорологических и гидрологических условий. Сброс сточных и дренажных вод в черте населенных мест через существующие выпуски допускается лишь в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании и по согласованию с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. В этом случае нормативные требования, предъявленные к составу и свойствам сточных вод, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования.

При проектировании сооружений обеззараживания сточных вод выбирается метод (хлорирование, ультрафиолетовая обработка, озонирование и др.) с учетом эффективности обеззараживания и сравнительной опасности продуктов трансформации в соответствии с МУ 2.1.5.800-99. Расчет допустимых сбросов сточных вод, подвергшихся обеззараживанию, должен быть выполнен с учетом количественного и качественного состава продуктов трансформации.

В случае строительства очистных сооружений, в том числе сооружений биологической очистки сточных вод, водопользователи обязаны обеспечить проведение пусконаладочных работ в сроки, установленные приемочной комиссией. После выхода объекта на полную проектную мощность водопользователи обязаны обеспечить проведение лабораторных исследований качества воды водных объектов в створах, расположенных до и после выпуска сточных вод, и передать результаты исследований в органы государственной санитарно-эпидемиологической службы для подтверждения соответствия объекта настоящим санитарным правилам, согласования ПДС и перечня контролируемых показателей.

Ввод в эксплуатацию объектов и сооружений допускается при наличии системы противоаварийных мер. В целях обеспечения безопасных условий водопользования населения на объектах и сооружениях, подверженных авариям, в том числе нефте- и продуктопроводах, нефте- и продуктохранилищах, нефтяных скважинах, буровых платформах, судах и других плавающих средствах, накопителях сточных вод, канализационных коллекторах и очистных сооружениях предприятий и т.п., должны разрабатываться и осуществляться противоаварийные мероприятия в соответствии с водным законодательством Российской Федерации, МУ 1.1.724-98 и с учетом рекомендаций, изложенных в международных картах химической безопасности. Меры предупреждения и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов согласовываются органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы и утверждаются в установленном порядке.

Для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в том числе продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м от места выпуска.

При расчете ПДС ассимилирующая способность водных объектов не должна учитываться.

При наличии в сточных водах химических веществ, содержащихся в воде фонового створа (принятого дня расчета ПДС) на уровне ПДК, в расчетах ПДС не должны учитываться процессы разбавления.

Временные сбросы (ВДС) химических веществ, устанавливаемые для действующих предприятий на период осуществления мер по достижению ПДС (на срок не более 5 лет), не должны создавать в расчетном створе концентрации, превышающие их максимально недействующие концентрации (МНК) по санитарно-токсикологическому признаку вредности.

При сбросе сточных вод в систему водоотведения населенного пункта или предприятия ответственность за соблюдение нормативных требований к сбросу в водные объекты несет предприятие, сбрасывающее сточные воды в водный объект.








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Monday, 20-Jan-2014 04:50:02 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"