AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов


Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов

1. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.

2. Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного мониторинга окружающей среды.

3. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях:

1) своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

2) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;

3) информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

4. Государственный мониторинг водных объектов включает в себя:

1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон;

2) сбор,обработку и хранение сведений,полученных в результате наблюдений;

3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;

4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.

5. Государственный мониторинг водных объектов состоит из:

1) мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

2) мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;

3) мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторин-4 га состояния недр;

4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и водоотведении.

6) Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.

7. Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

8. Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комм. Калиниченко В.Т.

Комм. Карху О.С.

1. Общий обзор статьи. Статья устанавливает правовые основы проведения в Российской Федерации мониторинга водных объектов. Она состоит из восьми частей, ряд которых, в свою очередь, разделены на пункты. В части первой дано определение государственного мониторинга водных объектов. Во второй части указан его эколого-правовой статус. Третья часть определяет цели государственного мониторинга водных объектов, а четвертая и пятая — его этапы и способы. В шестой части устанавливаются пространственные критерии государственного мониторинга водных объектов, а также естественно-природные и юридические (правовой режим) показатели. Седьмая часть определяет субъекты государственного мониторинга водных объектов, а в восьмой содержится отсылочная норма о субъекте правового регулирования в области порядка осуществления государственного мониторинга водных объектов. Таким образом, в статье определены цели мониторинга водных объектов, основные мероприятия, проводимые при мониторинге, а также состав государственного мониторинга водных объектов.

2. Понятие государственного мониторинга водных объектов. Это система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой одну из важнейших функций государственного управления водными ресурсами Российской Федерации, а также является частью государственного мониторинга окружающей среды.

Проведение мониторинга регулируется Положением о ведении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997г. №307.

3. Объекты и у ровны мониторинга. Мониторинг осуществляется применительно ко всем водным объектам, находящимся в федеральной собственности, а также собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц. Ведение государственного мониторинга водных объектов осуществляется на локальном, территориальном, региональном (бассейновом) и федеральном уровнях. На локальном уровне мониторинг водных объектов осуществляют водопользователи, которые ведут систематические наблюдения за водными объектами в порядке, определяемом территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, и представляют данные наблюдений в указанные органы в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.

На территориальном уровне мониторинг водных объектов осуществляют территориальные органы МПР России и федерального агентства по водным ресурсам во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают наблюдение, сбор, контроль, обработку, обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение территориальных банков данных и передачу данных мониторинга на региональный (бассейновый) уровень. На региональном (бассейновом) уровне мониторинг водных объектов осуществляют Федеральное агентство по водным ресурсам и другие уполномоченные на то территориальные органы МПР России. На региональном (бассейновом) уровне проводится обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение региональных (бассейновых) банков данных по соответствующему региону (бассейну) и передача данных на федеральный уровень. На федеральном уровне ведение мониторинга водных объектов обеспечивается МПР России. На федеральном уровне осуществляется обобщение данных мониторинга регионального (бассейнового) уровня, ведение банков данных, подготовка данных мониторинга водных объектов для государственных докладов и официальных публикаций, информационный обмен на межведомственном и международном уровнях в установленном порядке.

4. Субъекты проведения государственного мониторинга водных объектов. Согласно части 7 комментируемой статьи организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством России федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Федерации. Проведение государственного мониторинга водных объектов Правительство возложило на Федеральное агентство по водным ресурсам (см. Положение о данном агентстве, утвержденное постановлением от 16 июня 2004г. №282). Кроме того, определенными полномочиями в данной сфере оно наделяет Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, которая в пределах своей компетенции осуществляет мониторинг объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (см. п.5 ст.5 Положения об этой Службе).

5. Этапы, цели и задачи проведения мониторинга водных объектов. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях: своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработки и реализации мер по предотвращению вредных последствий этих процессов; оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий; информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.

5.1.Этапы мониторинга водных объектов. Их можно разделить на два основных блока.

Первый включает выявление изменений состояния водных объектов, оценку этих изменений, прогноз и выработку рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов.

Второй блок — это собственно предоставление полученных сведений заинтересованным субъектам.

К таким субъектам статья относит:

а) органы государственной власти общей и специальной компетенции и органы местного самоуправления, осуществляющие функции по ведению государственного водного кадастра и иные функции управления водными ресурсами;

б) граждан.

5.2. Этапы работы с информацией:

а) сбор информации о состоянии водных объектов в Российской Федерации, ее обработка и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием водных объектов исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

5.3. Способы и средства. Получение информации осуществляется с использованием следующих способов и средств:

— мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

— мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;

— мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;

— наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и водоотведении.

При проведении мониторинга водных объектов могут проводиться следующие мероприятия: отбор проб воды водных объектов; проведение химических анализов; анализ и обработка полученной гидрохимической информации; расчет индекса загрязненности вод; сравнительный анализ изменения качества вод в сравнении с другими годами; оценка качества водных объектов в динамике; оценка степени антропогенной нагрузки на различные участки водотоков и выявление основных источников загрязнения, оказывающих негативное воздействие на качество поверхностных вод; зонирование (районирование) территорий по степени антропогенной нагрузки сточными водами на основе бассейнового принципа; разработка водоохранных мероприятий по снижению или исключению конкретного вида загрязнений.

5.4. Наблюдения и обследования. Они осуществляются в ходе проведения мониторинга и в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

1) базовые (проводятся для получения данных о состоянии водных объектов на момент начала ведения мониторинга);

2) периодические (проводятся для получения данных о состоянии водных объектов за определенный период — один и более раз в три года;

3) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии водных объектов на текущий момент).

5.5. Сбор и обработка данных. Сведения, полученные в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием водных объектов, собираются и обрабатываются территориальными органами и организациями Федерального агентства водных ресурсов и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления.

5.6. Особые цели. Кроме того, данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и используются при подготовке ежегодного государственного (национального) доклада о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации.








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Monday, 20-Jan-2014 04:50:03 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"