AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 49. Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей


Статья 49. Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей

Водные объекты содержащие природные лечебные ресурсы используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Комм. Самончик О.А.

1. Общий обзор статьи. Она сформулирована кратко и содержит указания, во-первых, на цели использования водных объектов, во-вторых, на наличие особого порядка такого использования; в-третьих, на источники права,регулирующие этот порядок.

2. Правовое регулирование. Основным документом, устанавливающим порядок использования природных лечебных ресурсов водных объектов для лечебных и оздоровительных целей, является Федеральный закон от 23 февраля 1995г. №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее — Закон о природных лечебных ресурсах). Этот Закон к природным лечебным ресурсам относит минеральные воды, лечебные грязи, рапу лиманов и озер, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований и многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения, является лечебно-оздоровительной местностью. Курортом признается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ст.1).

3. Правовой статус и режим. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями.

Статьей 9 Закона о природных лечебных ресурсах предусмотрено, что природные лечебные ресурсы могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации либо субъектам Российской Федерации. От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти. Необходимо, однако, отметить, что согласно статье 8 ВК РФ все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в федеральной собственности. Что касается субъектов Федерации, то им на праве собственности могут принадлежать исключительно пруды и обводненные карьеры, при этом данные водные объекты должны быть расположены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности соответствующему субъекту. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах (см. комментарий к ст.8).

Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. От имени Российской Федерации и субъектов Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной нормативными актами, определяющими статус этих органов. Содержание права государственной собственности на природные лечебные ресурсы определяется на основании Гражданского кодекса.

Согласно статье 4 Закона о природных лечебных ресурсах федеральное Правительство устанавливает нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами; осуществляет государственную экспертизу разведанных запасов природных лечебных ресурсов, имеющих федеральное значение; осуществляет международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится регулирование в области использования и охраны природных лечебных ресурсов регионов, международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов регионов (районов) (ст.5). К полномочиям органов местного самоуправления относится контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов в пределах своей компетенции (ст.6).

4. Цели использования. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива. Иными словами, закон устанавливает строго целевое использование природных лечебных ресурсов. Предоставление их для иных целей, как правило, не допускается. Правительство Российской Федерации в исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы разрешает использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не повлечет ущерба для курортно-рекреационного потенциала соответствующих территорий (ст.10 Закона о природных лечебных ресурсах).

Так, использование водных лечебных ресурсов для питьевого водоснабжения или иных целей в качестве исключения может быть разрешено органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с государственным (федеральным) органом управления водным фондом, государственным (федеральным) органом, осуществляющим управление курортами, а по подземным водным объектам — с государственным органом управления недрами.

Как установлено Законом, разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей и использование других природных лечебных ресурсов осуществляются в соответствии с лицензией. Порядок выдачи лицензий определяется федеральным Правительством. На курортах, в курортных регионах (районах) разработка природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.

5. Правовые основания использования. Следует отметить, что в отличие от ранее действовавшего Водного кодекса от 1995г. комментируемый Кодекс не предусматривает, чтобы права пользования водными объектами, в том числе содержащими природные лечебные ресурсы, приобретались на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водными объектами. Согласно статье 11 комментируемого Кодекса водные объекты, находящиеся в федеральной собственности,собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случае забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, являющихся природными лечебными ресурсами, не требуется заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (см. комментарий к ст.11).

6. Особые требования. Законом установлены определенные требования по рациональному использованию и сохранению полезных свойств природных лечебных ресурсов при их разработке и использовании, которые должны соблюдаться пользователями. В частности, объемы добычи природных лечебных ресурсов лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Применяемые при эксплуатации природных лечебных ресурсов технические методы должны основываться на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.

Применяемые технологии добычи, подготовки и использования природных лечебных ресурсов должны гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения, загрязнения, защиту полезных ископаемых от утраты их лечебных свойств.

7. Меры охраны: ограничения и запреты. В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов правопользования или может быть прекращено, приостановлено, или ограничено в установленном законом порядке. При этом виновные лица не освобождаются от ответственности, предусмотренной законодательством.

Для обеспечения защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов с прилегающими участками от загрязнения и преждевременного истощения устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны (см. комментарий к ст.64).

За нарушение установленного Законом порядка использования природных лечебных ресурсов и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Водный кодекс содержит положения, направленные на охрану водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы. В частности, в такие водные объекты запрещается сброс сточных и (или) дренажных вод (см. комментарий к ст.44).

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, в том числе содержащих природные лечебные ресурсы, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов) и органами исполнительной власти субъектов Федерации (региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Monday, 20-Jan-2014 04:50:04 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"