Статья 57. Охрана болот от загрязнения и засоренияСтатья 57. Охрана болот от загрязнения и засорения 1. Загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами запрещаются. 2. Осушение либо иное использование болот или их частей не должно приводить к ухудшению состояния неиспользуемых частей этих болот, других водных объектов и к истощению вод. Комм. Дубовик О.Л. 1.Общая характеристика статьи. Она состоит из двух частей, в которых конкретизируются общие (основные) требования по охране водных объектов от загрязнения и засорения, сформулированные в статьях 55—56 ВК РФ, применительно к особой категории поверхностных водных объектов — болотам. В первой части комментируемой статьи установлен запрет загрязнения и засорения болот отходами и вредными веществами, причем перечень последних отличается от перечисленных в статье 56 ВК РФ. Во второй части формулируются экологические требования к использованию болот, носящие комплексный характер, поскольку направлены на предотвращение негативных воздействий не только на болота, но и на иные, связанные с ними водные объекты. 2. Цели статьи. Они носят ярко выраженный экологический характер:обеспечить путем специальных запретов и регулирований сохранение болот как важного элемента экосистем. 3. Сфера действия и адресаты статьи. Как уже отмечалось (см.комментарий к ст.5, 52), область применения правового регулирования в отношении болот уже, чем в целом в отношении поверхностных водных объектов, но с учетом их экологического значения в поддержании экосистем ее, по меньшей мере, следует обозначить как значимую в экологическом и экономическом смыслах. Адресатами предписаний статьи 57 ВК РФ являются все те физические и юридические яйца, которые используют болота как водные объекты в самых разных целях: для добычи торфа, заготовки кормов, охоты, рыболовства либо в процессе производственной деятельности могут оказать на их состояние негативное воздействие, в том числе путем размещения отходов, слива нефтепродуктов и т.п., либо путем проведения специальных мелиоративных и иных работ (осушение и прочее). Предписания комментируемой статьи предназначены также для должностных лиц природоохранных органов, правоохранительных органов, работников прокуратуры, осуществляющих контроль и надзор в области охраны водных объектов, животного и растительного мира, окружающей среды, судей. 4. История формулирования норм об охране болот и их значение. В советский период охране болот не уделяли внимания, напротив, многие политико-правовые и хозяйственные решения были направлены на уничтожение этого компонента окружающей среды. Затем наметились некоторые изменения в оценке болот. Они были признаны охраняемыми водно-болотными угодьями как места обитания птиц. Кроме того, использование общераспространенных полезных ископаемых — торфа — и его значение в сельскохозяйственном производстве (как компонента удобрений) и как топлива потребовало правового регулирования. Наконец, определенные правовые и организационные меры реализовывались в связи с обеспечением пожарной безопасности:предупреждением пожаров на торфяниках и ликвидацией их последствий. Только в наши дни — и это надо специально подчеркнуть — поставлена задача и легитимированы (причем на самом высоком уровне — в ВК РФ) меры по охране болот от загрязнения, засорения и нерационального использования. 5. Основные понятия. Большая часть их рассмотрена выше (см. комментарий к ст.1, 5, 55—56 и др.), в том числе понятие болот, загрязнения, засорения, отходов, вредных веществ, истощения вод. Но в комментируемой статье использованы дополнительно два термина — «ядохимикаты» и «нефтепродукты», т.е. вещества, могущие загрязнять болота, а также понятие «осушение» — как деятельность, могущая привести к ухудшению неиспользуемых частей болот, других водных объектов и к истощению вод. Ядохимикаты — несколько устаревшее понятие, охватывающее пестициды и агрохимикаты, применяемые в сельском и лесном хозяйстве, а также дезинфицирующие средства, средства борьбы с домашними вредителями и т.п. Нефтепродукты — в узком смысле слова представляют собой продукты переработки нефти (бензин, дизельное топливо и т.п.), а в широком — по всей видимости, подразумеваемом в комментируемой статье, включают и собственно нефть как углеводородное сырье и продукты ее переработки. 6. Содержание запретов и требований. В части 1 комментируемой статьи установлен запрет загрязнения и засорения болот вредными веществами. Список этих веществ открытый, так как законодатель использовал слово «другими». Данный запрет обеспечивается санкциями статей 247 и 250 УК РФ, статей 8.2 и 8.13 КоАП РФ (см. комментарий к ст.68 ВК РФ). Сложнее обстоит дело с предписаниями части 2 комментируемой статьи. В ней установлено специальное требование о том, что осушение болот или иное их использование не должно приводить к ухудшению состояния неиспользуемых частей болот, других водных объектов и к истощению вод. Проблема заключается, во-первых, в недостаточности (а честно говоря — в отсутствии) конкретизирующих данное требование правовых норм и формулирующих их нормативных правовых актов, во-вторых, в смене идеологии, отношения к болотам как к чему-то вредному, мешающему. И та, и другая требуют анализа и решения на практике: в правотворческом процессе — его субъектами, при реализации норм комментируемой статьи — ее адресатами. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |