Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходовСтатья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов 1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение, радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, — наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет. Комм. Дубовик О.Л. 1. Общая характеристика. В данной статье содержатся: а) признаки основного состава поставления в опасность при нарушении правил обращения экологически опасных веществ и отходов с альтернативными признаками по объективной стороне, по содержанию угрозы причинения существенного вреда(ч.1 ст.247); б) признаки материального квалифицированного состава первой степени общественной опасности (ч.2 ст.247); в) признаки квалифицированного состава поставления в опасность, создания угрозы существенного вреда (ч.2 ст.247); г) признаки материального квалифицированного состава второй степени общественной опасности (ч.3 ст.247). Здесь соответственно предусмотрены преступления небольшой тяжести (ч.1), средней тяжести (ч.2), тяжкие (ч.3). Возможна конкуренция данной статьи со статьями 250—252, 254 УК РФ. Однако статья 247 УК РФ обычно рассматривается как специальная по признакам объективной стороны, т.е. по действиям (бездействию), состоящим в обращении с указанной в ее диспозиции группой опасных веществ и отходов. 2. Непосредственным объектом данной группы преступлений является экологическая безопасность процессов обращения (оборота) различного рода веществ, представляющих по своему характеру угрозу для окружающей среды, ее отдельных компонентов, человека и условий его существования(жизнедеятельности). Под экологической безопасностью при этом следует понимать определенное состояние защищенности элементов окружающей среды как условий обитания отдельных граждан, групп граждан и общества в целом от негативных последствий оборота указанных веществ. Преступления этой группы, посягая на состояние экологической безопасности, нарушают экологическое равновесие и ухудшают состояние отдельных элементов окружающей среды, в том числе водных объектов. Родовой объект в данном случае не является единственным. Рассматриваемая группа преступлений посягает на дополнительные объекты. Основным объектом является порядок деятельности лиц, ответственных за соблюдение правил оборота опасных веществ и отходов. Факультативные объекты — здоровье граждан, интересы лесного или сельскохозяйственного производства, хозяйственное и иное использование морской среды и другие. Это значит, что при уголовно-правовой оценке деяния необходимо проверять: а) посягало ли оно на состояние безопасности обращения опасных веществ и отходов; б) было ли это посягательство направлено на состояние окружающей среды; в) затрагивало ли оно установленный порядок деятельности лиц, ответственных за соблюдение правил оборота опасных веществ и отходов. Эта информация, в сущности, оценивается и при анализе объективной стороны составов. Но здесь выявляется именно и в первую очередь причиняющий, воздействующий потенциал деяния. Анализ объекта при этом конкретизируется и находит свое выражение в установлении последствий преступления. Во всех случаях посягательство на экологическую безопасность и состояние окружающей среды (в том числе на состояние водных объектов) сопровождается посягательством на существующий порядок оборота определенной группы веществ. 3. Предмет преступления. Его уяснение имеет большое практическое значение. Предметом комментируемой группы экологических преступлений являются три вида веществ: 1) запрещенные виды опасных отходов; 2) радиоактивные, химические, бактериологические опасные вещества; 3) опасные отходы. Отходами производства являются вещества, материалы, изделия, которые образовались в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и не являются конечной целью процесса производства. Запрещенными видами опасных отходов являются отходы, возникновение которых запрещено в любом случае, например, сильнодействующих отравляющих веществ, которые могут иметь военное предназначение или использоваться для производства оружия массового поражения, производство которых запрещено в объеме, превышающем установленный, либо в определенной концентрации, либо в определенных местах и в определенные периоды, либо без соответствующего разрешения (лицензии), а также отходы, которые не могут быть использованы, обезврежены экологически безопасными способами. Таким образом, для подведения любого вида веществ под предмет данного преступления необходимо установить, что они являются: а) отходами; б) опасными; в) возникшими в процессе производства; г) запрещенными. То есть предметом данного преступления отходы могут быть лишь при совпадении признака опасности и запрещенности их производства. О понятии опасных веществ см. комментарий к статье 56 ВК РФ. 4. Объективная сторона производства запрещенных видов опасных отходов. Она в данном случае включает в себя: а) действия по производству; б) возникновение угрозы причинения вреда; в) причинную связь между действиями и возникновением угрозы. Условием, которое также относится к действиям по производству, является их противоправность, запрещенность нормами экологического и природоресурсного, в том числе водного, законодательства. 4.1. Угроза причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. Ее установление является крайне сложной задачей и осуществляется также по ряду направлений. Особенно важно установить: а) есть ли угроза как таковая, т.е. что является угрозой; б) каково в данном конкретном случае содержание угрозы. Естественно, это предполагает вначале уяснение смысла и содержания уголовно-правовых предписаний, т.е. того, что законодатель понимает под угрозой и ее содержанием, а затем уяснение фактического состава, т.е. того, что есть в реальности. Понятие угрозы причинения вреда рассматривается как спорное, и с полным основанием в каждом случае могут возникать дискуссии относительно возможности обозначить некоторую ситуацию как угрозу. Поэтому целесообразно выделить признаки угрозы, дав ее общее понятие. Угроза представляет собой наличие конкретной опасности, т.е. означает существование ситуации, при которой имеются реальные возможности причинить вред конкретному объекту. Признаками угрозы являются: а) существование ситуации, отличной от обычной, т.е. существование особой ситуации, которая может быть описана как имеющая определенные границы, содержание, закономерности и темпы преобразования, развития и интенсивность совпадения обстоятельств; б) наличие определенного объекта, по отношению к которому возможно действие ситуации, т.е. наличие потенциальной причиняющей связи между ситуацией и объектом; в) повышенная интенсивность причиняющей связи, отличающаяся от обычной, если она даже существует. Совсем коротко на этом основании угрозу можно описать как повышенную вероятность наступления последствий на конкретном объекте ввиду возникновения конкретной ситуации. Проблема, однако, этим не исчерпывается. Как и в случаях с неосторожной, например, виной, необходимо выделить критерии определения повышенной вероятности наступления последствий. Ведь, собственно говоря, даже разрешенное производство опасных отходов по определению, т.е. уже по их наименованию, опасно, а значит, представляет собой угрозу причинения вреда. В практических целях необходимо выделить объективный и субъективный критерии угрозы. Применительно к причинению существенного вреда окружающей среде следует исходить из того, что последствия, т.е. угроза причинения существенного вреда, могут означать повышенную вероятность загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, существенность которых определяют по общим правилам исходя из масштабов поражения окружающей среды, его устойчивости, возможности устранения причиненного вреда и других критериев. Следует признать, что, поскольку соответствующая уголовно-правовая оценка как наличия, так и содержания угрозы основана на определенных допущениях в большей степени, чем на фактических данных, конечные выводы правоприменителя должны быть крайне сдержанными. По-видимому, здесь очень важное значение должны иметь презумпции материально-правового характера, обязывающие толковать закон в пользу обвиняемого, т.е. прибегать к ограничительному, а не расширительному толкованию при определении преступности деяния. Причинная связь. Ее установление — также трудная проблема. Собственно, применительно к данному составу, как и к любой угрозе причинения вреда, оценке подлежат два звена причинной цепи: а) реально существующая причинная связь между деянием и состоянием угрозы (угрозой) и б) потенциальная причинная связь между угрозой и возможным вредом. Первое звено причинной связи должно означать, что производство данного вида отходов и условия их существования, т.е. хранения либо иного обращения с ними, действительно вызвали изменение ситуации до такого ее состояния, которое означает возникновение угрозы. Как правило, эта связь предметно признается достаточно интенсивно выраженной, поскольку очевидным является наличие новых видов опасных отходов или увеличение объема опасных отходов. Субъективная сторона — вина в форме умысла (косвенного). 5. Субъект преступления. Им может быть в данном случае лицо, на которое в силу нормативных правовых предписаний, по поручению, договору или иному уполномочию возложены обязанности по производству, в процессе которого были получены (возникли) запрещенные виды опасных отходов, а также лицо, которое по собственной инициативе осуществляет действия, образующие процесс производства запрещенных видов опасных отходов. 6. Второй основной состав — нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, т.е. транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических,химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. 6.1. Предмет преступления. Он текстуально отличается от предмета преступления первого основного состава, т.е. производства запрещенных видов опасных отходов. В тексте статьи предмет преступления определяется как радиоактивные, бактериологические, химические вещества, а также как отходы. При этом возникает ряд юридически значимых технических проблем. Необходимо уяснить: а) относится ли определение «вещества» также и к упомянутым отходам; т.е. в данном случае речь идет о веществах и отходах, которые могут быть либо радиоактивными, либо бактериологическими, химическими или таковыми могут быть только вещества, а понятие «отходы» относится к любым отходам; б) каково содержание определений понятия «вещества», что является химическими и прочими упомянутыми веществами, а возможно и отходами; в) каково содержание понятия «отходы», если оно будет признано самостоятельным, т.е. не связанным с понятием «вещества». 6.2. Предметом данного преступления являются радиоактивные, бактериологические (биологические), химические вещества и отходы, обращение которых не запрещено, однако должно осуществляться с соблюдением специально установленных правил и в особом порядке. Этим названные вещества и отходы отличаются от опасных отходов, производство которых запрещено (см. комментарий к ст.56 ВК РФ). 7. Объективная сторона. Она включает в себя различные способы,виды и формы обращения определенного круга веществ и отходов с нарушением установленных правил, создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде; причинную связь между действиями (бездействием) и возникновением угрожающей ситуации, т.е. угрозы, содержание которой определено в данной статье. Таким образом, рассматриваемый в комментируемой статье состав преступления по объективной стороне имеет следующие особенности: а) здесь дается открытый перечень действий,образующих обращение веществ и отходов; б) действия (бездействие) должны осуществляться с нарушением установленных правил; в) специфическое содержание деяния (действий или бездействия), т.е. того, что понимается как обращение, определяет как специфический механизм возникновения угрозы,так и ее предметное содержание. 8. Причинная связь. Сложность деяния, которое может состоять из ряда действий и (или) различных видов бездействия, обусловливает сложность установления причинной связи. Здесь необходимо учитывать возможную кумулятивность причинной связи, когда взаимно усиливается причиняющее воздействие каждого из действий (бездействия), которые образуют объективную сторону. Нарушение правил упаковки бактериологических веществ отправителем может усиливаться несоблюдением правил перевозки, допущенным собственно перевозчиком, а затем все вместе будет усугублено нарушением порядка разгрузки и хранения также перевозчиком либо получателем. Это очень частый на практике случай. Многие последствия, причем не только угроза, как в данном случае, причиняются совпадением, казалось бы, незначительного воздействия каждого отдельного фактора. В этих случаях установление такого механизма причинной связи обязывает решать вопрос о наличии соучастия в совершении преступления. При этом учитывается, что в полном соответствии с частью 1 ст.34 УК РФ ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления. Смотри также: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. — 3-е изд., доп. и испр. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 917 с. — (Профессиональные комментарии). ISBN 5-94879-176-9 |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |