Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работСтатья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового Комм. Дубовик О.Л. 1. Значение и роль статьи 246 УК РФ. Она открывает главу 26 «Экологические преступления» и содержит уголовно-правовые предписания наиболее общего характера применительно почти ко всем уголовно наказуемым экологическим преступлениям. В то же время нормы этой статьи можно считать специальными по отношению к ряду других статей Особенной части УК РФ, в частности к статье 201 «Злоупотребление полномочиями», когда устанавливается ответственность лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, и — это часто встречающаяся ситуация — к статье 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», к статье 286 «Превышение должностных полномочий» и некоторым другим. 2. Содержание запрета. Статья 246 не имеет аналогов. Она впервые была включена в ныне действующий Уголовный кодекс, принятый в 1996 году. Статья устанавливает ответственность за преступления средней тяжести. В силу этого при фиксации возникших проблемных ситуаций изучение и толкование статьи 246 необходимо осуществлять с учетом наличия: а) норм более общего характера; б) специальных норм. Этим определяются и понимание смысла настоящей статьи, и последующая квалификация деяния, если для этого есть соответствующие предпосылки. 3. Структура уголовно-правовой нормы. Комментируемая статья содержит в себе предписания, определяющие признаки нескольких основных составов преступления. Здесь нет квалифицирующих и смягчающих признаков. Строго говоря, все составы преступления, предусмотренные в этой статье,являются основными и самостоятельными. Но они связаны между собой совпадением ряда сторон состава по содержанию образующих их признаков. Все преступления, ответственность за которые здесь предусмотрена, посягают на один и тот же объект, все они могут быть совершены только лицами, ответственными за соблюдение правил охраны окружающей среды, и только путем нарушения этих правил. 4. Цели статьи. Является бесспорным, что наибольшую опасность для окружающей среды представляет хозяйственная, предпринимательская, экономическая деятельность людей, осуществляемая в сфере промышленности,сельского хозяйства, туризма, науки, социального обслуживания и иных сферах. Потребности общества разнообразны. Они носят массовый характер. Их удовлетворение требует осуществления различного рода деятельности многими людьми, на профессиональной основе, сопровождается затратой обычно значительного объема ресурсов, существенным антропогенным воздействием на окружающую среду как целостный объект. Цель комментируемой статьи состоит в охране уголовно-правовыми средствами наиболее экологически значимых элементов порядка производства работ при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию различных производственных либо обслуживающих объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды. Перечисленные в статье работы по своему характеру всегда связаны с возможностью потенциального причинения контролируемого или даже неконтролируемого вреда окружающей среде. Именно поэтому целью данной уголовно-правовой нормы является подкрепление наиболее жесткими средствами — силой уголовного закона — требований обязательного соблюдения заранее разработанных и принятых в соответствующем порядке правил, направленных на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы для окружающей среды и здоровья людей, на ограничение вынужденных отрицательных экологических последствий, неизбежно возникающих при производстве работ. Статья 246 сформулирована так, что она не выделяет более значимые или менее значимые правила охраны окружающей среды, нарушение которых грозит уголовным наказанием. И в этом смысле ее цель — охрана, обеспечение путем защиты уголовно-правовыми средствами порядка производства данного вида работ в целом. 5. Сфера применения статьи. Она значительно уже. В пределах производства работ ограничивается случаями такого нарушения правил охраны окружающей среды, которые при наличии соответствующих условий уголовной ответственности привели к возникновению тяжких последствий для окружающей среды в целом либо отдельных ее компонентов. 6. Проблемные ситуации применения статьи. Они возникают при наличии следующих условий: а) осуществление профессиональной деятельности по производству работ (от размещения и проектирования объекта до его эксплуатации); б) наличие порядка выполнения этой деятельности, урегулированного и установленного нормативными правовыми актами; в) возникновение тяжких для окружающей среды последствий. Первое условие (или обстоятельство) определяет наиболее наглядно сферу надзора или контроля, проводимого уполномоченными на то органами Второе обозначает необходимость обязательного правового, юридического контроля. Третье — ограничивает уголовно-правовое вмешательство в этом случае, как и в подавляющем большинстве иных случаев экологических преступлений, только ситуациями причинения тяжких последствий. Собственно, все это порождает практические выводы. К статье 246 УК РФ необходимо обращаться только в ситуациях возникновения тяжких последствий, связанных с созданием и эксплуатацией объектов производственного или обслуживающего назначения, которые оказывает особо мощное негативное воздействие на компоненты окружающей среды, в том числе изменении радиоактивности водных объектов. Конкретные данные об этом могут содержаться в материалах природоохранительных инспекций, выявляться в процессе экологического мониторинга, устанавливаться в ходе прокурорских и иных проверок. 7. Общая характеристика основного общего состава преступного нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ. Его требовалось выделить для последующей ориентации в довольно сложной структуре статьи 246 УК РФ. Этот состав является материальным. По объективной стороне он включает в себя: а) деяние,состоящее в нарушении правил, которое может быть как действием, так и бездействием; б) условие совершения этого деяния — осуществление деятельности, состоящей в производстве работ, связанных с созданием либо эксплуатацией определенного объекта; в) причинение тяжких последствий; г) причинную связь между нарушением правил и тяжкими последствиями. Субъективную сторону преступления образует умысел, как правило косвенный. Субъект — специальный, причем признаки специального субъекта выделяются по характеру возложенных на него обязанностей и установленной ответственности за их исполнение. Объект преступления — нормативно определенный порядок производства работ при проектировании, размещении, строительстве, вводе и эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных предприятий, сооружений и т.п. При этом приходится учитывать, что законодатель дает как открытый перечень видов работ, в процессе которых могут быть нарушены правила охраны окружающей среды», так и открытый перечень последствий нарушения этих правил, которые могут быть признаны тяжкими, употребляя оборот «либо иные тяжкие последствия». Соответственно, данная статья содержит в себе признаки множества составов преступного нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ. 8. Объективная сторона — деяние. Нарушение правил в виде действия может состоять в использовании непредусмотренных методик расчета,запрещенных технологических процессов, отказе от выполнения работ или осуществлении деятельности, которая не соответствует условиям разрешений и лицензий, превышении допустимых нагрузок на очистные сооружения и др. Ими могут быть, например: а) неполучение необходимого заключения специально уполномоченных органов и иных документов; б) игнорирование правил предварительного согласования места размещения; в) финансирование либо иное начало работ до получения надлежащего разрешения; г) несоблюдение порядка принятия решений о размещении; д) предоставление при размещении объекта заведомо ложной информации и т.д. Нарушение правил в виде бездействия может состоять в невыполнении обязанностей, прямо предусмотренных правилами охраны окружающей среды, в частности: в неполучении или игнорировании информации, учет которой обязателен для принятия соответствующих хозяйственных и иных решений, отказе (уклонении) от проведения государственной экологической экспертизы либо невыполнении требований по доработке проекта, содержащихся в ее заключении, отказе от строительства необходимых очистных сооружений, непроведении контрольных замеров и т.п. 9. Преступные последствия и причинная связь. Как уже указывалось, они имеют сложную структуру. К последствиям законодатель отнес: 1) существенное изменение радиоактивного фона; 2) причинение вреда здоровью человека; 3) массовую гибель животных; 4) иные тяжкие последствия. Существенным изменением радиоактивного фона является его ухудшение по сравнению с естественным содержанием в почве, водах, атмосферном воздухе, лесной растительности, превышающее нормативы эквивалентных доз облучения населения, нормативы концентрации радионуклидов в окружающей среде и мощности ионизирующего излучения (см. Нормы радиационной безопасности 76/87 НРБ-99, Федеральный закон от 5 декабря 1995г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»). Причинение вреда здоровью людей может рассматриваться как расстройство здоровья, вызвавшее временную нетрудоспособность, хронические заболевания, функциональные расстройства и иные, более тяжкие нарушения,приведшие к стойкой утрате трудоспособности. Массовая гибель животных — одновременная гибель большого числа животных одного или нескольких видов на определенной территории, в одном или нескольких водных объектах. Под иными тяжкими последствиями понимается ухудшение качества окружающей среды либо ухудшение состояния объектов окружающей среды, не устранимое в обозримый период или устранимое с большими финансовыми и материальными затратами; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие законным видам природопользования, задачам ее сохранения, и. т.п. Причинная связь между деянием и последствиями является обязательной и означает, что вредные последствия наступили от установленного нарушения правил охраны окружающей среды, а не были вызваны иными или дополнительными факторами. Во всяком случае, отсутствует причинная связь между нарушением правил охраны окружающей среды и последствиями, если соблюдение правил не могло воспрепятствовать наступлению вредных последствий. 10. Преступление считается оконченным в момент наступления одного из указанных в статье последствий, вызванных нарушением правил охраны окружающей среды. При этом достаточно, чтобы такие последствия были причинены нарушением правил, совершенным в процессе производства одного (любого) из видов работ, указанных в статье 246 УК РФ. 11. Субъективная сторона — косвенный умысел. 12. Субъект преступления —лицо, достигшее 16-летнего возраста. Смотри также: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. — 3-е изд., доп. и испр. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 917 с. — (Профессиональные комментарии). ISBN 5-94879-176-9 |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |