Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ


Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ
       Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —
       наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162-ФЗ).

Комм. Жевлаков Э.Н.

       1. Рассматриваемое преступление имеет общий характер и предусматривает ответственность за деяния, не охватываемые конкретными составами преступлений, содержащимися в главе “Экологические преступления”. В противном случае возникает конкуренция общей и специальной нормы и применяется последняя.
       2. Общественная опасность преступления состоит в причинении вреда отношениям в сфере обеспечения экологической безопасности посредством ухудшения качества природной среды. Преступление характеризуется как действием, так и бездействием. Правила охраны окружающей среды применительно к различным видам и стадиям хозяйственной деятельности содержатся в законодательстве РФ об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, например в Федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ “Об охране окружающей среды”1 {СЗ РФ. 2002. No.2. Ст. 133.}; Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 No.5487-1 (в ред. от 30.06.2003)2 {Ведомости РФ. 1993. №33. Ст. 1318; САПП РФ. 1993. №52. Ст. 5086;СЗ РФ. 1998. №10. Ст. 1143; 1999. №51. Ст. 6289; 2000. №49. Ст. 4740;2003. №2. Ст. 167; №9. Ст. 805; №27 (ч. 1). Ст. 2700.}; Градостроительном кодексе; Водном кодексе; ЛК; ЗК; Федеральных законах от 30.03.1999 №52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (в ред. от 30.06.2003)3 {СЗ РФ. 1999. №14. Ст. 1650; 2002. №1 (ч. 1). Ст. 2; 2003. М> 2. Ст. 167;№21 (ч. 1). Ст. 2700.}; от 24.04.1995 №52-ФЗ “О животном мире” (в ред. от 11.11.2003)4 {СЗ РФ. 1995. №17. Ст.1462; 2003. №46 (ч.1). Ст. 4444.}; от 24.06.1998 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (в ред. от 10.01.2003)5 {СЗ РФ. 1998. №26. Ст. 3009; 2001. №1 (ч. 2). Ст. 21; 2003. №2. Ст. 167.}; от 23.11.1995 №174-ФЗ “Об экологической экспертизе” (в ред. от 15.04.1998)6 {СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4556; 1998. №16. Ст. 1800.}; от 09.01.1996 №3-ФЗ “О радиационной безопасности населения”7 {СЗ РФ. 1996. №3. Ст.141.}; от 21.07.1997 №116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (в ред. от 10.01.2003)8 {СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3588; 2000. №33. Ст. 3348; 2003. №2. Ст. 167.}; от 04.05.1999 №96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”9 {СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2222.} и др.
       Порядок реализации экологических требований при размещении, технико-экономическом обосновании проектов, при проектировании и строительстве объектов, при приемке их в эксплуатацию также подробно регламентируется в нормативно-технических документах Госстроя СССР, других министерств и ведомств, которые до разработки российских строительных стандартов и норм должны будут применяться в той мере, в которой они не противоречат действующему законодательству РФ.
       Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 №37210 {БНА.2000.№31.}, предусматривает перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке.
       3. Преступление считается оконченным, если нарушение правил охраны окружающей среды повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Между деянием и последствиями необходимо установить причинную связь.
       Пленум ВС РФ в постановлении от 05.11.1998 №14 разъяснил, что существенным следует считать изменение естественного радиоактивного фона в величинах, представляющих опасность для здоровья, жизни человека и генетического фонда растений и животных. Нормы радиационной безопасности принимаются на основе рекомендаций Международной комиссии по радиологической защите и утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
       Под вредом здоровью человека следует понимать причинение одному или нескольким лицам легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, расстройство здоровья, временную или постоянную утрату трудоспособности (п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 №14).
       О понятии массовой гибели животных см. коммент. к ст.250.
       Вопрос о признании последствий преступления тяжкими решается в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.
       К иным тяжким последствиям можно отнести: смерть хотя бы одного человека; распространение эпидемий, эпизоотии и эпифитотий (см. коммент. к ст. 248, 249); причинение крупного материального ущербу, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей; существенное ухудшение качества окружающей среды, улучшение которого требует значительных затрат на ее восстановление и устранение последствий чрезвычайных экологических ситуаций; гибель лесов и растительности на значительных площадях и т.п.
       4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленным или неосторожным нарушением правил охраны окружающей среды и, как правило, неосторожностью по отношению к последствиям.
       Думается, что отношение к причинению вреда здоровью человека может быть у лица только неосторожное. В противном случае не усматривается отличия данного преступления от преступлений против здоровья человека. Данное суждение имеет принципиальный характер и распространяется на все экологические преступления, где в качестве последствий указан вред здоровью человека. Кроме того, следует учесть, что санкции статей об ответственности за экологические преступления гораздо мягче санкций статей об ответственности за вред здоровью человека.
       5. Субъект преступления — специальный — лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации, лицо, выполняющее управленческие функции на негосударственном предприятии, в учреждении, и иные лица, ответственные за проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, научных, военных и иных объектов. Ответственность за данное преступление предусмотрена с 16 лет.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Wednesday, 06-Nov-2013 08:33:26 UTC