Статья 252. Загрязнение морской среды


Статья 252. Загрязнение морской среды

1. Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды,

— наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам,

— наказываются лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека,

— наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Комм. Дубовик О.Л.

1. Общая характеристика. В статье содержатся:

а) основной состав загрязнения морской среды со специфической регламентацией преступных последствий и альтернативными признаками сложно построенной объективной стороны (ч.1);

б) квалифицированные составы первой степени общественной опасности с альтернативными признаками по предмету посягательства (ч.2);

в) квалифицированный состав второй (повышенной) степени общественной опасности (ч.3).

В статье предусмотрены преступления небольшой и средней тяжести.

2. Соотношение с иными запретами. Статья 252 УК РФ является общей по отношению к загрязнению морской среды и специальной по отношению к иным статьям главы 26 «Экологические преступления» и статьям иных глав. Возможны конкуренция и необходимость разграничения, например, со статьями 246248 УК РФ, если морская среда загрязняется токсинами из находящихся на суше источников или в иных случаях.

3. Цель, значение и сфера действия статьи. Ее целью является объективная, специализированная уголовно-правовая охрана от загрязнения именно морской среды и живых ресурсов моря, обеспечение правомерного использования моря и ряда других охраняемых законом интересов, которые осуществляются так, чтобы учесть специфику объекта и главное — предмета посягательства.

Статья имеет сферой своего действия многообразную, экологически чрезвычайно важную деятельность на морском и воздушном транспорте, при разведке и добыче полезных ископаемых, рыболовстве и ином использовании морской среды, а также при организации рекреационной деятельности, в промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве и иных отраслях.

Объективная потребность в уголовно-правовой охране морской среды от загрязнения (и добавим, иных видов противоправного воздействия) крайне велика. Контроль за морской средой затруднителен. Эксплуатация морской среды источниками повышенной опасности крайне интенсивна. Разливы нефти, сбросы сточных вод, воздействие канализационных сооружений, свалок, скотомогильников на берегах и другие виды воздействия на морскую среду широко известны. Многие из них часто связаны с антропогенной, притом противоправной деятельностью человека. Здесь существует ситуация, обусловливающая необходимость оценки поведения с позиций уголовного закона, в данном случае статьи 252 УК РФ.

4. Предмет преступления. Им следует считать морскую среду в целом, т.е. внутренние морские воды, территориальные морские воды, открытое море, а также живые ресурсы моря, неразрывно связанные со средой обитания.

К внутренним морским водам по статье 1 Федеральный закон от 31 июля 1998г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» относятся воды, расположенные в  сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

К территориальному морю Российской Федерации относятся примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Береговая линия внутренних морских вод и территориального моря определяется по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива.

Прибрежная полоса — территория, прилегающая к внутренним морским водам и территориальному морю Российской Федерации.

Открытое море — не относящееся к территориальному морю Российской Федерации или иных государств пространство морей, океанов, пользование которым регулируется международно-правовыми нормами.

Живые ресурсы моря — водные биоресурсы, заключенные в части гидросферы Земли (Мирового океана), неразрывно связанные с ней всем жизненным циклом.

Зоны отдыха — прибрежная полоса и (или) морская акватория, т.е. пространство морских вод, ограниченное естественными, искусственными или условными границами.

5. Объективная сторона основного состава преступления. Она включает в себя:

а) действия или бездействие, образующие загрязнение из находящихся на суше источников (как непосредственно с прибрежной полосы, так и через эстуарии, т.е. устья рек, впадающих в море) либо состоящие в нарушении правил захоронения отходов или сброса веществ или материалов с транспортных средств или искусственных сооружений, возведенных в море;

б) преступные последствия в виде загрязнения, определяемого вредоносностью захороняемых или сбрасываемых веществ, материалов, отходов;

в) причинную связь.

6. Деяние (действия или бездействие). Оно описывается в основном составе крайне сложно. Необходимо, чтобы загрязняющее воздействие на морскую среду:

а) осуществлялось из находящихся на суше источников (пример: свалка) либо —

б) путем нарушения правил захоронения с судна или сооружения, т.е. с того, что находится в морской среде, в море;

в) сбрасываемые вещества и материалы должны быть сами по себе изначально вредоносными либо создающими помехи, т.е. в данном случае вещества (материалы)захоронения или сброса выступают как орудие преступления, в определенном смысле его дополнительным и обязательным предметом. Главное, однако, что они должны соответствовать признакам части 1 ст.252 УК РФ. Нарушение правил захоронения имеет место в случаях, когда различного рода объекты захоронения, сброс которых возможен при соблюдении соответствующих правил, погружаются в морскую среду и остаются в ней в объеме, превышающем нормативы, либо без предварительной или дополнительной очистки, либо в неустановленных для этого местах, либо в случаях, когда захоронение или сброс веществ и материалов полностью запрещен.

Транспортными средствами являются морские суда и другие плавсредства Российской Федерации, гражданские воздушные суда, военные корабли, военно-вспомогательные и военно-воздушные суда, иностранные морские суда и другие плавсредства, находящиеся во внутренних морях, территориальных водах России.

Возведенные в море искусственные сооружения — искусственные острова, буровые установки, платформы и другие объекты, размещенные в пределах внутренних морских вод для проведения изыскательских, научно-исследовательских, добывающих работ.

Нарушение правил захоронения или сброса может состоять в действиях, например в погружении веществ и материалов с судна без соответствующего разрешения, затоплении неотработанного ядерного топлива с военных судов, в том числе подводных лодок, атомных ледоколов, сливе нефтепродуктов и т.п., и в бездействии, т.е. непринятии мер в случае инцидента с судном или иным объектом, повлекшим или могущем повлечь сброс нефти или иных загрязняющих веществ.

Действия по загрязнению морской среды из находящихся на суше источников — производство залпового, аварийного сброса без разрешения, слив в море химических веществ из отстойников, сброс на прибрежную полосу во время отлива материалов и других твердых отходов — либо бездействие — непроведение контроля за работой очистных сооружений промышленного предприятия.

Преступление признается оконченным: по части 1 данной статьи — с момента завершения загрязнения морской среды с находящихся на суше источников; по части 2-е момента наступления любого из указанных в ней последствий в виде существенного ущерба различным правоохраняемым ценностям.

7. Последствия. Загрязнение морской среды означает привнесение в нее веществ и материалов, ухудшающих качество морской среды, ограничивающих ее использование, приводящих к уничтожению, сокращению, истощению или заболеваниям живых ресурсов моря, т.е. изменение природных свойств морской среды.

8. Квалифицированные составы преступления предусмотрены частью 2 и 3 данной статьи. Первая группа по их объективной стороне включает:

а) деяния, указанные в части 1;

б) наступившие последствия;

в) причинные связи между ними.

Существенный вред здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, во временной или постоянной нетрудоспособности.

Существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам означает массовую гибель морских биоресурсов (рыбы, морских млекопитающих, иных морских животных, организмов и растений), уничтожение мест нереста рыб, снижение либо уничтожение промысловых запасов одного или нескольких видов рыб данного региона, уничтожение их кормовой базы.

Существенный вред зонам отдыха выражается в таком их загрязнении, которое делает невозможным их использование в качестве мест отдыха и оздоровления граждан, требует для ликвидации последствий загрязнения значительных финансовых и материальных затрат.

Вопрос о размерах вреда, причиненного загрязнением морской среды, решается судом с учетом конкретных обстоятельств дела и имеющихся такс. Этот вопрос в данном случае остается открытым. Стоит учесть, однако, что характер воздействия на море специфичен и здесь возможно наступление огромного, не поддающегося измерению вреда. Достаточно для примера вспомнить о загрязнении Камчатскою шельфа, Авачинской губы, Сахалинского залива и пр.

Причинная связь между нарушением правил захоронения или сброса загрязняющих веществ и материалов с транспортных средств и возведенных в море искусственных сооружений либо с находящихся на суше источников и загрязнением морской среды и этими последствиями, естественно, подлежит обязательному установлению с использованием уже рекомендованных выше приемов.

9. Субъективная сторонакосвенный умысел, когда, лицо осознает общественную опасность своих действий, а в отношении последствий предвидит возможность их наступления, допускает это либо относится к наступлению последствий безразлично. При наступлении смерти человека в результате загрязнения морской среды имеет место двойная форма вины.

10. Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое соответствующими нормативными правовыми или правоприменительными актами возложены профессиональные служебные обязанности по соблюдению правил охраны окружающей среды, контролю за соблюдением правил захоронения и сброса загрязняющих веществ и материалов с транспортных судов (капитаны и иные должностные лица судов), искусственно возведенных в море сооружений (владельцы, управляющие и иные должностные лица буровых установок, платформ, искусственных островов и пр.), а также должностные лица предприятий, осуществивших загрязнения морской среды с суши.

Смотри также:

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. — 3-е изд., доп. и испр. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 917 с. — (Профессиональные комментарии). ISBN 5-94879-176-9




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Monday, 20-Jan-2014 04:49:59 UTC