Статья 36. Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов


Статья 36. Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов

1. Задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:

1) требований к использованию и охране водных объектов;

2) особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения;

3) иных требований водного законодательства.

2. Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).

3. Критерии отнесения объектов к объектам,подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, определяются Правительством Российской Федерации. На основании указанных критериев федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждаются перечни объектов, подлежащих соответственно федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

4. Перечень должностных лиц федеральных органов исполнительной власти,должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (государственных инспекторов по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов), устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации.

5. При осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов государственные инспектора имеют право:

1) осуществлять проверки объектов, подлежащих контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

2) проверять соблюдение требований к использованию и охране водных объектов;

3) составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления водопользователям;

4) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений условий использования водных объектов и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;

5) осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов;

6) уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, результатах проверок, выявленных нарушениях условий использования водных объектов;

7) предъявлять физическим лицам,юридическим лицам требования о проведении необходимых мероприятий по охране водных объектов и по организации контроля за соответствием сточных вод нормативам допустимого воздействия наводные объекты и воздействием сточных вод на них;

8) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;

9) привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов,проб,осмотров и выдачи заключений в случаях аварий на водных объектах.

6. Государственному инспектору по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов выдаются служебное удостоверение и форма установленного образца.

7. Решения органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, являются обязательными для исполнения всеми участниками водных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

8. Порядок осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комм. Кузнецова О.Н.

1. Цель статьи — установить правовые основы осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

2. Сфера действия. Статья распространяется на органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации.

3. Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов. Это является частью государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), поскольку водные объекты (поверхностные и подземные воды) выполняют две важнейшие функции:

1) в качестве природного ресурса вовлекаются с хозяйственный оборот,

2) являются компонентом окружающей среды.

4. Задачи государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов призваны обеспечить соблюдение, во-первых, требований к использованию и охране водных объектов, во-вторых, особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения, в-третьих, иных требований водного законодательства.

5. Осуществление федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов. Данные мероприятия осуществляет Росприроднадзор, руководствуясь при этом Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004г. №400 (которым одновременно внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004г. №370; СЗ РФ, 2004, №32, ст.3347) и Положением об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденным постановлением Правительства от 25 декабря 2006г. №801 (СЗ РФ, 2007, №1 (ч.2), ст.259).

Должностным лицам Росприроднадзора, ее территориальных органов и должностным лицам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющимся государственными инспекторами по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, выдаются служебные удостоверения по форме установленного образца.

При осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов государственные инспекторы имеют право:

проверять объекты, подлежащие контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

проверять соблюдение требований к использованию и охране водных объектов;

составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления водопользователям;

осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов;

давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений условий использования водных объектов и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;

уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, о результатах проверок и выявленных нарушениях условий использования водных объектов.

Главный государственный инспектор Российской Федерации, его заместители, старший государственный инспектор Российской Федерации, главные государственные бассейновые (территориальные) инспекторы и их заместители, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов помимо вышеуказанных прав имеют право:

предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;

предъявлять физическим и юридическим лицам требования о проведении необходимых мероприятий по охране водных объектов и организации контроля за соответствием сточных вод нормативам допустимого воздействия на водные объекты и воздействия сточных вод на них;

привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и выдачи заключений в случае аварии на водных объектах.

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Росприроднадзором, — в отношении федерального государственного контроля и надзора, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — в отношении регионального государственного контроля и надзора, а также в форме внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

Внеплановые проверки проводятся в случаях проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений водного законодательства, а также получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений водного законодательства.

Формы документов, составляемых по результатам проведения Росприроднадзором мероприятий по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, устанавливаются МПР России. Формы документов, составляемых по результатам проведения органами исполнительной власти субъектов Федерации мероприятий по региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, устанавливаются указанными органами.

Мероприятия по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (СЗ РФ, 2001, №33 (ч.1), ст.3436).

Юридические и физические лица, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечивать должностным лицам, осуществляющим государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, доступна объекты, подлежащие такому контролю, и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки.

Должностные лица, осуществляющие государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, несут установленную российским законодательством ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006г. №640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов» (СЗ РФ, 2006, №45, ст.4713) установлено, что критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование:

— поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

— водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

— внутренних морских вод;

— территориального моря Российской Федерации;

— особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, являющихся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющих собой часть этих территорий;

— водных объектов или их частей, являющихся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами;

— водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

— трансграничных (пограничных) водных объектов;

— водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения сто тысяч и более человек, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более15 млн куб. метров в год.

Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

На основании утвержденных критериев МПР России принял приказ от 18 декабря 2006г. №288, которым утвержден Перечень объектов, подлежащих государственному федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов (БНА, 2007, №5). Объектами федерального государственного контроля за использованием и охраной водных объектов являются объекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами и связанной с использованием и охраной водных объектов, а также с использованием территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос следующих водных объектов:

— поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

— водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

— внутренних морских вод Российской Федерации;

— территориального моря Российской Федерации;

— водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

— трансграничных (пограничных) водных объектов;

— водных объектов или их частей, используемых для нужд городов с численностью населения 100 тыс. и более человек, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн куб. метров в год.

Федеральному государственному контролю за использованием и охраной водных объектов подлежат также объекты, оказывающие негативное влияние на:

1) особо охраняемые водные объекты, либо водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

2) водные объекты или их части, являющиеся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами.

6. Права государственных инспекторов по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. Они весьма объемны и сопоставимы с правами государственных инспекторов по охране окружающей среды, установленными Федеральным законом от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

При осуществлении проверок объектов, подлежащих контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, государственные инспекторы посещают данные объекты, проверяют соблюдение требований к использованию и охране водных объектов, документы на право водопользования (их наличие и соблюдение установленных в них требований), наличие очистных сооружений, соблюдение правиле эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств, правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования и другие вопросы.

Результаты проведенных проверок оформляются актом, который составляется не менее чем в двух экземплярах (по желанию участники проверки, т.е. представители других органов власти, иных организаций, также обеспечиваются экземпляром акта). Акт должен содержать дату, время и место составления акта; наименование органа государственного контроля и надзора; дату и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю и надзору; фамилию, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю и надзору; наименование проверяемого юридического лица или фамилию имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилию, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю и надзору; дату, время и место проведения мероприятия по контролю и надзору; сведения о результатах мероприятия по контролю и надзору, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений; сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю и надзору, их подписи или отказ от подписи; подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю и надзору.

К акту прилагаются акты об отборе проб и обследовании водных объектов, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, пояснения должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор, объяснения сотрудников проверяемых объектов, на которых выявлены нарушения обязательных требований, и другие документы, связанные с результатами государственного контроля и надзора (в том числе материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и иные носители информации, указывающие на причиненный водным объектам вред, при необходимости — план-схема участка выявленного правонарушения).

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля и надзора.

В акте должен быть отражен ряд обстоятельств, на который необходимо обратить особое внимание: формулировка выявленных нарушений должна соответствовать обязательным требованиям нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется согласно распоряжению на проведение государственного контроля и надзора; при внесении записей о лицах, ответственных за нарушения, желательно указать правовое основание их ответственности; при отказе кого-либо из участников проверки от подписи акта целесообразно указать мотивы этого.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вести журнал учета мероприятий по контролю и надзору. В этом журнале проверяющее должностное лицо производит запись, содержащую сведения о наименовании органа государственного контроля и надзора, дате, времени проведения мероприятия, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю и надзору, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах об административных правонарушениях и выданных предписаниях. Запись скрепляется подписью должностного лица с указанием его фамилии, имени, отчества и должности. Журнал учета мероприятий по контролю и надзору должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. При отсутствии журнала учета во время проведения мероприятия об этом указывается в акте, составляемом по его результатам.

Такое содержание журнала учета делает его весьма важным документом как для проверяющих, так и для проверяемых. Проверяющим журнал позволяет ознакомиться с датой и результатами проверки, проведенной их предшественниками из других контролирующих органов. Для проверяемых журнал является источником доказательств о частоте проводимых проверок, соблюдении контролирующими лицами законодательства и т.п.

При выявлении нарушений водного и природоохранного законодательства государственные инспекторы вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений (например, о заключении соответствующих договоров, проведении работ по восстановлению состояния водного объекта и т.д.). Следует подчеркнуть, что уплата административного штрафа за допущенное правонарушение не освобождает от выполнения требований предписания. Проверка выполнения предписания или его отдельного пункта производится на следующий день после истечения установленного в нем срока. Невыполнение предписания или его отдельного пункта (требования) в срок влечет наложение административного наказания в соответствии со статьей 19.5 КоАП РФ.

7. Смежные нормы. Согласно статье 23.23 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст.7.2 (об уничтожении или о повреждении наблюдательных режимных скважин на подземные воды, наблюдательных режимных створов на водных объектах, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, а также знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации), статьями 7.67.8, 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования водным объектом), 7.20, 8.5 (в части сокрытия или искажения экологической информации о состоянии водных объектов), 8.128.16, 8.19 (в части захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации), 9.2 КоАП РФ.

Такие правонарушения, как правило, выявляются в ходе государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов. В данном случае после составления акта по результатам проверки составляется протокол об административном правонарушении (если имеются сведения о лице, допустившем нарушение, и не требуется проведения административного расследования) либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В ходе административного расследования государственный инспектор может проводить отбор проб и экспертизу. При этом должны строго соблюдаться требования Кодекса об административных правонарушениях, установленные для этих процессуальных действий. По итогам административного расследования составляется протокол об административном правонарушении или выносится постановление о прекращении производства по делу.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о привлечении к административной ответственности или о прекращении производства по делу. В случае, когда рассмотрение того или иного дела не отнесено к компетенции государственного инспектора по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, он передает материалы административного дела на рассмотрение по подведомственности в соответствующий орган. В целях привлечения виновного к уголовной ответственности государственный инспектор направляет имеющиеся материалы в правоохранительные органы — прокуратуру, органы внутренних дел, которые устанавливают наличие или отсутствие в деянии признаков состава преступления.

Кроме того, за необоснованное воспрепятствование проведению мероприятий по государственному экологическому контролю может наступить административная ответственность в соответствии с частью 1 ст.19.4 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность граждан и должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно за воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей. За неисполнение в установленный срок предписаний (постановлений) органов государственного надзора (контроля) об устранении выявленных нарушений ответственность за указанные действия может наступить по части 1 ст.19.5 КоАП РФ для граждан, должностных лиц и юридических лиц. Об указанных правонарушениях государственный инспектор может составить протокол, который направляется на рассмотрение в суд.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Monday, 20-Jan-2014 04:50:03 UTC