AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 22.2. Полномочия должностных лиц


Статья 22.2. Полномочия должностных лиц

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса, от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.

Комм. Бекетов О.И.

Часть 1 комментируемой статьи закрепляет важное положение, связанное с обеспечением законности, охраной прав физических и юридических лиц при применении мер наказания за административные правонарушения. Таковым является кажущийся на первый взгляд декларативным тезис о том, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий указанные в главе 23 должностные лица. Фактически его суть состоит в установлении ряда требований к применению уполномоченными на то должностными лицами мер административного наказания строго в пределах их компетенции и в точном соответствии с законодательством. Данные требования сводятся к следующему.

Должностное лицо может быть признано надлежащим субъектом административной юрисдикции лишь при правильном определении подведомственности конкретного дела.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо вправе назначать наказание только того вида, который указан в санкции применяемой нормы, и в пределах установленного размера (срока). Законодательство об административных правонарушениях не позволяет ни превышать максимальные размеры (сроки) наказания, предусмотренные конкретной статьей Кодекса, ни определять наказание ниже установленного санкцией нижнего предела. Закон не разрешает применить другое наказание вместо прямо установленного статьей (например, предупреждение вместо административного штрафа).

Назначение тех административных наказаний, которые в наибольшей мере ограничивают права граждан (возмездного изъятия, конфискации, лишения специального права, административного ареста, дисквалификации), относится к исключительной компетенции судей. Должностные лица органов исполнительной власти вправе применить к виновному лишь те наказания, которые не выходят за пределы их полномочий. При необходимости избрания более строгой меры административной ответственности в тех случаях, когда это допускается законом, дело должно быть направлено должностным лицом в соответствующий суд (мировому судье).

Объем полномочий должностного лица по применению административных наказаний зависит от его места в иерархической системе. Пунктом 3 ч.2 ст.23.3 КоАП РФ юрисдикционные полномочия начальников дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальников линейных пунктов милиции ограничены правом налагать административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа в размере до трех минимальных размеров оплаты труда. Более строгие административные наказания вправе назначать вышестоящие руководители органов внутренних дел.

Комментируемый Кодекс не предоставил должностным лицам органов исполнительной власти права одновременно с применением наказания за административное правонарушение решать вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба или морального вреда. В соответствии со статьей 4.7 споры о возмещении имущественного ущерба или морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Должностное лицо, решая вопрос об административном наказании, обязано руководствоваться общими правилами его назначения (ст.4.1 КоАП РФ). Так, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. При назначении наказания юридическому лицу должны быть учтены характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. При этом назначение административного наказания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, в связи с неисполнением которой было назначено указанное наказание.

Должностному лицу, применяющему меры административного принуждения в связи с административным правонарушением, необходимо строго руководствоваться положениями статьи 1.6 КоАП РФ о том, что применение мер административного наказания и обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется в пределах компетенции соответствующего органа и должностного лица на основаниях и в порядке, установленных законом. Решения и действия (бездействие) должностного лица, унижающие человеческое достоинство, при этом должны быть абсолютно исключены.

При назначении административного наказания должностное лицо руководствуется процессуальными нормами, содержащимися в главах 2, 4, 2529 КоАП РФ. Например, рассматривая дело о малозначительном административном правонарушении, оно вправе освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст.2.9 КоАП РФ). Следует обратить внимание на то, что указанное право принадлежит лишь должностному лицу, уполномоченному решать данное дело по существу. Часто лицо, пресекающее административное правонарушение или составляющее протокол о нем, таким правом не располагает. При освобождении лица от административной ответственности вследствие малозначительности совершенного правонарушения выносится постановление о прекращении производства по делу в связи с объявлением устного замечания (п.2 абз.2 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ).

Несмотря на то что глава 22 КоАП РФ (в отличие от главы 15 КоАП РСФСР) не содержит положения о том, что должностные лица могут применять административные наказания лишь при исполнении служебных обязанностей, данное требование следует считать само собой разумеющимся. Если по каким-либо причинам (в связи с отпуском, освобождением от работы по болезни и т.д.) такое лицо не находится при исполнении должностных обязанностей, то оно неправомочно рассматривать дела об административных правонарушениях.








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:14 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"