Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушенияхСтатья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях 1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса: 1) судьями (мировыми судьями); 2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. 2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами: 1) мировыми судьями; 2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Комм. Бекетов О.И. Статья закрепляет перечень органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Точное и строгое отражение в Кодексе субъектов административной юрисдикции имеет большое значение для обеспечения законности при производстве по делам об административных правонарушениях, гарантий прав физических и юридических лиц. Это особенно важно в связи с двухуровневой системой законодательства об административных правонарушениях, что предполагает участие не только Российской Федерации, но и ее субъектов в формировании исчерпывающего перечня указанных органов и должностных лиц. Содержащееся в комментируемой статье положение о том, что дела о предусмотренных им административных правонарушениях рассматриваются субъектами административной юрисдикции в пределах их компетенции, установленной главой 23 Кодекса, указывает на необходимость правильного определения подведомственности дел об административных правонарушениях. Это означает отнесение законом определенных категорий дел об административных правонарушениях к ведению конкретного органа или должностного лица, уполномоченных рассматривать и разрешать их по существу. В системе субъектов административной юрисдикции ведущее место занимают суды (судья). Сейчас с полной уверенностью можно говорить о законодательном закреплении тенденции к повышению роли судей в производстве по делам об административных правонарушениях, наделению их широкими полномочиями по применению мер административного наказания к лицам, совершившим административные правонарушения. Это в полной мере согласуется с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», определившими, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, а судебная власть — посредством в том числе и административного судопроизводства и никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя отправление правосудия. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 1998г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается законами субъектов Федерации. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются коллегиальными органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях, совершенных подростками в возрасте от 16 до 18 лет. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указанные комиссии образуются органами местного самоуправления и в пределах своей компетенции обеспечивают в установленных законодательством случаях применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей. Рассмотрение дел о правонарушениях, совершенных подростками, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, позволяет учитывать их возрастные, психологические и иные особенности, оптимально сочетать применение общих мер административного наказания с принудительным воздействием воспитательного характера, принимать комплексные решения, направленные на устранение причин правонарушений несовершеннолетних и условий, им способствующих, наилучшим образом организовать аналитическую работу. В настоящее время в соответствии с федеральным законодательством об административных правонарушениях действует шестьдесят пять органов административной юрисдикции общей, отраслевой, внутриотраслевой, межотраслевой, надведомственной (или специальной), а также смешанной компетенции, относящихся к числу федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 20 мая 2004г. №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Полномочия в сфере административной ответственности возложены не на весь перечень органов, закрепленных в этом Указе, а только на те, которые осуществляют мероприятия по государственному контролю и надзору (см.: комментарий к главе 23 КоАП РФ). Часть 2 ст.22.1 КоАП РФ определяет, что органами административной юрисдикции в соответствии с законами субъектов Федерации могут быть лишь: мировые судьи; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (например, лицензионная палата либо другой орган, осуществляющий лицензирование определенных видов деятельности; специально уполномоченный орган в области охраны окружающей природной среды; орган, осуществляющий государственный надзор за соблюдением правил охоты, и др.); административные комиссии, иные коллегиальные органы (например, комиссии по борьбе с пьянством), создаваемые на основании указанных законов. При этом мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, упомянутые в главе 23 КоАП РФ (например, органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных как КоАП РФ, так и законами субъектов Федерации, в пределах установленных ими полномочий. Административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, рассматривают дела только о тех административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена их же законами. При применении законов субъектов Российской Федерации необходимо учитывать положения статьи 1.3 КоАП РФ, определяющие предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации. Если указанные положения не были соблюдены при принятии закона субъекта Российской Федерации, применению подлежит соответствующая норма Кодекса РФ об административных правонарушениях. В случае, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, применению подлежат нормы международного договора, имеющие прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |