Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц


Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

3. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

7. В случаях, указанных в частях 3—6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

8. Административные наказания, назначенные в соответствии с пунктами 2—4 части 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей 3—6 настоящей статьи.

Комм. Футо С.Р.

Принципиальным отличием настоящего Кодекса от ранее действовавшего является установление в нем административной ответственности юридических лиц. Ответственность юридических лиц до этого предусматривалась как на федеральном, так и на региональном уровнях, причем без необходимого единообразия, за ряд нарушений таможенного, налогового, земельного, природоохранного, антимонопольного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, пожарной безопасности, применении контрольно-кассовых машин, валютном регулировании и валютном контроле, в области строительства. Включением в Кодекс в качестве субъекта административной ответственности юридических лиц восстановлен принцип конституционного равенства субъектов, поскольку теперь четко закреплены единообразные правила привлечения к административной ответственности и физических, и юридических лиц.

Под юридическим лицом в соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса РФ понимается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс и смету. При наличии этих признаков организация признается юридическим лицом только при условии ее государственной регистрации. Согласно статье 1 Федерального закона от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (в действ. ред.) государственная регистрация — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

Юридические лица несут административную ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, а также законами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ним. Ответственность юридических лиц по указанным нормативным актам наступает лишь тогда, когда санкция соответствующей статьи прямо адресуется юридическим лицам либо такая адресация (описание субъекта правонарушения) содержится в ее диспозиции. В противном случае (см., например: ч.3 ст.12.7 КоАП РФ) административная ответственность юридических лиц исключается. Подобный вывод следует из анализа части 1 ст.2.10 КоАП РФ.

Что касается норм, посвященных общим положениям, подведомственности дел об административных правонарушениях и производству по ним, а также порядку исполнения постановления по делам об административных правонарушениях, то здесь установлено иное правило. Если в Кодексе не указано, что данные нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, они действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу упомянутые нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (ч.2 ст.2.10 КоАП РФ). Отсюда вытекает, что физические и юридические лица обладают равными правами и возможностями, например, при защите своих прав (так, статья 30.1 КоАП РФ наделяет правом на обжалование постановления по делу об административном правонарушении как физических, так и юридических лиц).

Юридические лица будут выступать в качестве субъекта административной ответственности только при наличии субъективной стороны административного правонарушения, т.е. вины. Вина юридического лица определяется по правилам части 2 ст.2.1 КоАП РФ (см. комментарий к ст.2.1). В ряде случаев вина юридического лица в совершении административного правонарушения может определяться и в зависимости от вины его должностных лиц, в первую очередь руководителей или их заместителей, либо его представителей (например, по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 15 КоАП РФ). На юридические лица так же, как и на физические лица распространяется принцип презумпции невиновности (ст.1.5 КоАП РФ), согласно которому юридическое лицо не обязано доказывать свою невиновность. И здесь бремя доказывания лежит на юрисдикционных органах. При наличии неустранимых сомнений в виновности юридического лица в совершении административного правонарушения все они толкуются в его пользу.

Кодекс детально регламентирует вопросы административной ответственности юридических лиц при их реорганизации. Данное положение является оправданным, поскольку после совершения административного правонарушения юридическим лицом нередки случаи их ликвидации, реорганизации либо изменения статуса юридического лица к моменту рассмотрения дела. В случае слияния нескольких юридических лиц, присоединения одного юридического лица к другому, разделения юридического лица и выделения из него одного или нескольких юридических лиц, преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида вопрос об административной ответственности решается в отношении того лица, которое является правопреемником реорганизованного. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Реорганизация юридического лица осуществляется по правилам, предусмотренным статьями 57, 58 ГК РФ, — в форме слияния (два и более юридических лиц превращаются в одно), присоединения (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделения (юридическое лицо делится на два или более юридических лица), выделения (из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать) и преобразования (юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида). В ряде случаев реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц может осуществляться по решению уполномоченных государственных органов (например, Федеральной антимонопольной службы) или по решению суда.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В соответствии с Кодексом при реорганизации юридического лица новое юридическое лицо будет привлекаться к административной ответственности вне зависимости от того, было ли ему известно о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Подобный подход, казалось бы, противоречит части 2 ст.2.1 КоАП РФ, требующей устанавливать вину юридического лица в совершении административного правонарушения. Между тем здесь необходимо учитывать также нормы гражданского законодательства (ст.57, 58 ГК РФ). Исходя из них, к вновь созданному юридическому лицу переходят не только права реорганизованного лица, но и его обязанности, в том числе и обязанность нести административную ответственность за совершенное административное правонарушение.

К юридическому лицу, виновному в совершении административного правонарушения, юрисдикционный орган вправе применять лишь пять из девяти предусмотренных частью 1 ст.3.2 КоАП РФ видов административного наказания: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

В соответствии с частью 3 ст.2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение физическое лицо, равно как и наоборот. Таким образом, при наличии вины должностного лица в совершенном административном правонарушении оно может быть привлечено к административной ответственности наряду с юридическим лицом. В этой ситуации наказание физическому лицу будет назначаться, исходя из анализа объективных обстоятельств противоправного деяния и его вины. Подобный подход законодателя следует считать оправданным, так как наказание, применяемое к каждому из субъектов, будет индивидуализировано с учетом степени вины, характера деяния и иных предусмотренных законом обстоятельств совершения административного правонарушения.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:12 UTC