Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта


Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека,

— наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека,

— наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,

— наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комм. Дубовик О.Л.

1. Общая характеристика статьи. Она состоит из трех частей, содержащих составы нарушения правил безопасности движения и эксплуатации различных видов транспорта, в том числе морского и речного, т.е. преступлений, совершаемых на водных объектах. В первой части содержится общий материальный состав преступления с альтернативными признаками объективной стороны (средств совершения преступления, т.е. железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта) и подробным описанием субъекта преступления. Во второй и третьей частях сформулированы — с учетом тяжести последствий — квалифицированные составы разной степени общественной опасности.

2. Сфера действия, цели и адресаты статьи. Она рассчитана на очень широкое применение, учитывая интенсивность использования различных видов транспорта для перевозки людей и грузов, протяженность железной дороги, водных транспортных путей, роль транспорта в экономике страны. Кроме того, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее аварии, гибель людей, оказывают огромное негативное воздействие в психологическом плане. Нередко они причиняют и иные тяжкие последствия, в том числе экологического характера, экономические потери, например, лесные пожары, загрязнение почв и водных объектов из-за крушений поездов, танкеров и т.п., значительные расходы на восстановление поврежденных природных объектов, переселение жителей из-за угрозы отравления попавшими в окружающую среду химическими веществами, гибель водоплавающих птиц и других водных животных и растений, и др., хотя все такого рода последствия и не указаны в тексте данной статьи, но могут быть учтены судом при назначении наказания.

Целью статьи является обеспечение законности и безопасности движения и эксплуатации транспорта, введение дополнительных уголовно-правовых — гарантий охраны жизни и здоровья людей в сфере использования различных видов транспорта и путей сообщения (в том числе водных (и морских) акваторий).

Адресатами данного уголовно-правового запрета является в первую очередь лица, обязанные соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также должностные лица транспортных организаций, отвечающие за обеспечение безопасности в этой сфере, контроль и надзор, работники правоохранительных органов, прокуратуры, судьи.

3. Общая противоправность уголовно-правового запрета устанавливается путем обращения к актам российского и международного законодательства, регулирующего порядок движения, эксплуатации и безопасность на транспорте, в том числе к Водному кодексу Российской Федерации 2006г. (и 1995г. — в отношении преступлений, совершенных до 1 января 2007г. и незаконченных вступлением в законную силу приговора суда), Кодексу внутреннего водного плавания Российской Федерации, к Конвекции ООН по морскому праву 1982г., Международной конвекции об охране человеческой жизни на море 1974г., Международному кодексу по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения 1993 г.

4. Объект и предмет преступления. Непосредственным объектом признается безопасность движения и эксплуатации транспорта. Предметом выступают жизнь и здоровье людей. В литературе часто ошибочно указывается, что предметом по статье 263 являются транспортные средства (транспорт).

5. Объективная сторона. Она включает деяние (действие или бездействие), последствия и причиненную связь между ними. Деяние представляет собой нарушение двух видов правил — безопасности движения и эксплуатации транспорта. Оно может выражаться в несоблюдении скорости движения, проходе судна не по согласованному и утвержденному маршруту, в пренебрежении указаниями на опасные для судоходства места (мели и т.п.), отклонении от фарватера, в неиспользовании иной информации и др., а также в отключении навигационных и радиолокационных приборов, непринятии мер по избежанию столкновения с другим судном, несообщении об угрозе аварии, в приведении в негодность судна либо его части и т.д.

6. Субъективная сторона. Форма вины обозначена в тексте статьи — неосторожность по отношению к последствиям и умысел — по отношению к действиям (бездействию), т.е. имеет место двойная форма вины.

При наличии умысла преступление может быть квалифицированно как диверсия (ст.281) либо терроризм (ст.205)

7. Субъекты преступления. Его признаки описаны в части 1 ст.263 УК РФ: он является специальным, поскольку уголовной ответственности подлежит только то лицо, которое в силу выполняемой им на судне работы (функций) или занимаемой должности обязано соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта. Когда речь идет о морском или речном транспорте, такими специальными субъектами могут быть лоцман, капитан, первый помощник капитана и другие лица, на которых в данный момент возложена непосредственная ответственность за управление движением и эксплуатации судна.

8. Разграничение со смежными составами. Оно производится по признакам объективной стороны — средству совершения преступления. Если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского или речного (водного) транспорта осуществлено на военном судне, деяние квалифицируется по статьям 351 и 352 УК РФ.

9. Иные ситуации применения статьи 263 УК РФ. В случае загрязнения морской среды или загрязнения иных (внутренних) водных объектов в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации морского и речного транспорта ответственность наступает по совокупности с учетом предписаний статьи 263 УК РФ и статей 250, 252 УК РФ. Если в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта был причинен легкий либо средней тяжести вред здоровью человека, виновное лицо может быть привлечено к ответственности, но в любом случае статья 262 УК РФ не применяется.

Смотри также:

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. — 3-е изд., доп. и испр. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 917 с. — (Профессиональные комментарии). ISBN 5-94879-176-9




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Monday, 20-Jan-2014 04:49:59 UTC