Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспортаСтатья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта 1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет. Комм. Дубовик О.Л. 1. Общая характеристика статьи. Она состоит из трех частей, содержащих составы нарушения правил безопасности движения и эксплуатации различных видов транспорта, в том числе морского и речного, т.е. преступлений, совершаемых на водных объектах. В первой части содержится общий материальный состав преступления с альтернативными признаками объективной стороны (средств совершения преступления, т.е. железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта) и подробным описанием субъекта преступления. Во второй и третьей частях сформулированы — с учетом тяжести последствий — квалифицированные составы разной степени общественной опасности. 2. Сфера действия, цели и адресаты статьи. Она рассчитана на очень широкое применение, учитывая интенсивность использования различных видов транспорта для перевозки людей и грузов, протяженность железной дороги, водных транспортных путей, роль транспорта в экономике страны. Кроме того, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее аварии, гибель людей, оказывают огромное негативное воздействие в психологическом плане. Нередко они причиняют и иные тяжкие последствия, в том числе экологического характера, экономические потери, например, лесные пожары, загрязнение почв и водных объектов из-за крушений поездов, танкеров и т.п., значительные расходы на восстановление поврежденных природных объектов, переселение жителей из-за угрозы отравления попавшими в окружающую среду химическими веществами, гибель водоплавающих птиц и других водных животных и растений, и др., хотя все такого рода последствия и не указаны в тексте данной статьи, но могут быть учтены судом при назначении наказания. Целью статьи является обеспечение законности и безопасности движения и эксплуатации транспорта, введение дополнительных уголовно-правовых — гарантий охраны жизни и здоровья людей в сфере использования различных видов транспорта и путей сообщения (в том числе водных (и морских) акваторий). Адресатами данного уголовно-правового запрета является в первую очередь лица, обязанные соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также должностные лица транспортных организаций, отвечающие за обеспечение безопасности в этой сфере, контроль и надзор, работники правоохранительных органов, прокуратуры, судьи. 3. Общая противоправность уголовно-правового запрета устанавливается путем обращения к актам российского и международного законодательства, регулирующего порядок движения, эксплуатации и безопасность на транспорте, в том числе к Водному кодексу Российской Федерации 2006г. (и 1995г. — в отношении преступлений, совершенных до 1 января 2007г. и незаконченных вступлением в законную силу приговора суда), Кодексу внутреннего водного плавания Российской Федерации, к Конвекции ООН по морскому праву 1982г., Международной конвекции об охране человеческой жизни на море 1974г., Международному кодексу по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения 1993 г. 4. Объект и предмет преступления. Непосредственным объектом признается безопасность движения и эксплуатации транспорта. Предметом выступают жизнь и здоровье людей. В литературе часто ошибочно указывается, что предметом по статье 263 являются транспортные средства (транспорт). 5. Объективная сторона. Она включает деяние (действие или бездействие), последствия и причиненную связь между ними. Деяние представляет собой нарушение двух видов правил — безопасности движения и эксплуатации транспорта. Оно может выражаться в несоблюдении скорости движения, проходе судна не по согласованному и утвержденному маршруту, в пренебрежении указаниями на опасные для судоходства места (мели и т.п.), отклонении от фарватера, в неиспользовании иной информации и др., а также в отключении навигационных и радиолокационных приборов, непринятии мер по избежанию столкновения с другим судном, несообщении об угрозе аварии, в приведении в негодность судна либо его части и т.д. 6. Субъективная сторона. Форма вины обозначена в тексте статьи — неосторожность по отношению к последствиям и умысел — по отношению к действиям (бездействию), т.е. имеет место двойная форма вины. При наличии умысла преступление может быть квалифицированно как диверсия (ст.281) либо терроризм (ст.205) 7. Субъекты преступления. Его признаки описаны в части 1 ст.263 УК РФ: он является специальным, поскольку уголовной ответственности подлежит только то лицо, которое в силу выполняемой им на судне работы (функций) или занимаемой должности обязано соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта. Когда речь идет о морском или речном транспорте, такими специальными субъектами могут быть лоцман, капитан, первый помощник капитана и другие лица, на которых в данный момент возложена непосредственная ответственность за управление движением и эксплуатации судна. 8. Разграничение со смежными составами. Оно производится по признакам объективной стороны — средству совершения преступления. Если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского или речного (водного) транспорта осуществлено на военном судне, деяние квалифицируется по статьям 351 и 352 УК РФ. 9. Иные ситуации применения статьи 263 УК РФ. В случае загрязнения морской среды или загрязнения иных (внутренних) водных объектов в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации морского и речного транспорта ответственность наступает по совокупности с учетом предписаний статьи 263 УК РФ и статей 250, 252 УК РФ. Если в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта был причинен легкий либо средней тяжести вред здоровью человека, виновное лицо может быть привлечено к ответственности, но в любом случае статья 262 УК РФ не применяется. Смотри также: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. — 3-е изд., доп. и испр. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 917 с. — (Профессиональные комментарии). ISBN 5-94879-176-9 |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |