Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов


Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба,

— наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет

Комм. Дубовик О.Л.

1. Общая характеристика и цели статьи. Данная статья является новой для российского уголовного законодательства. Ее целью является обеспечение защиты особо охраняемых территорий и объектов, предотвращение причинения им, а равно населяющему их животному миру и произрастающим на их территории лесам и иной растительности вреда, сохранение биологического разнообразия. Текст статьи сформулирован относительно просто и объединяет несколько материальных составов преступлений, различающихся по предмету посягательства, но сходных по остальным признакам состава. Квалифицирующие признаки данного преступления законодатель не счел нужным выделять, поэтому степень значительного ущерба может быть учтена судом по его усмотрению так же, как и степень общественной опасности.

2. Предмет преступления. Им являются особо охраняемые природные территории, т.е. участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния (см. комментарий к ст.49-50, 66 ВК РФ).

3. Объективная сторона включает в себя деяние (действия или бездействие), последствия и причинную связь между деянием и наступлением последствий; необходимым также является условие правового характера — наличие режима, установленного юридически нормами экологического законодательства и фактически — Положением о данном заповеднике, заказнике,национальном парке и т.д., которое и нарушается деянием.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, в частности проникновение на территорию заповедника, ведение хозяйственной деятельности в заповедных зонах национальных парков, разведка и разработка полезных ископаемых, предоставление для строительства на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков, движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка, и т.д.

Нарушениями заповедного режима могут быть: интродукция живых организмов в целях их акклиматизации, нахождение граждан и должностных лиц, не являющихся работниками заповедника, без специального на то разрешения на территории заповедника, в том числе с охотничьим оружием, охотничьими собаками и ловчими птицами в целях незаконного добывания животных, незаконная охота, сбор дикоросов и т.п.; ведение не согласованной с дирекцией заповедника хозяйственной деятельности в охранных зонах на прилегающих к территории заповедников участках земли и водного пространства с ограниченным режимом природопользования и другие действия.

Нарушением в виде действия может быть проникновение посторонних лиц на территорию биосферных полигонов, присоединенных к государственным природным биосферным заповедникам, где установлен дифференцированный режим особой охраны и функционирования в соответствии с утвержденным Положением о биосферном полигоне, а также нарушение программы научных исследований либо апробирование и внедрение методов рационального природопользования, проводимых на биосферных полигонах в порядке экологического эксперимента без разрешения специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и дирекции биосферного заповедника.

Объективная сторона данного преступления может выражаться и в бездействии в тех случаях, когда уполномоченные лица (администрация особо охраняемых территорий) не принимают соответствующих мер по обеспечению режима их охраны, например, не проводят обозначения границ территории.

4. Последствиями данного преступления является значительный ущерб, причиненный особо охраняемым территориям и объектам. Он может выражаться в уничтожении отдельных комплексов и памятников природы, ухудшении их состояния, добыче населяющих эти территории животных и т.п. Причинная связь между наступлением ущерба и действиями (бездействием) виновного лица подлежит обязательному установлению.

Преступление считается оконченным с момента наступления последствий, т.е. реального причинения значительного ущерба.

5. Субъективная сторона. По тексту комментируемой статьи следует,что субъективная сторона может выражаться только в форме умышленной вины. Неосторожная вина в тексте не предусмотрена. Но в отличие от большинства экологических преступлений, для которых характерен косвенный умысел, данное преступление может совершаться и с прямым, и с косвенным умыслом. Здесь по толкованию нормы определяющими являются цели и мотивы деяния, хотя они и не указаны в диспозиции в качестве обязательных признаков субъективной стороны и не подлежат доказыванию, но должны быть непременно установлены для квалификации деяния и определения меры наказания. Прямой умысел имеет место, когда лицо осознает, что своими действиями нарушает режим особо охраняемых природных территорий, желает наступления последствий, например, добыть животное, находящееся на территории заповедника, собрать произрастающие там растения и т.п., и осознает противоправность как своих действий, так и их последствий. Косвенный умысел имеет место, когда лицо осознает, что своими действиями нарушает режим, сознательно допускает причинение ущерба особо охраняемым территориям и объектам либо относится к наступлению последствий безразлично.

Смотри также:

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. — 3-е изд., доп. и испр. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 917 с. — (Профессиональные комментарии). ISBN 5-94879-176-9




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Monday, 20-Jan-2014 04:49:59 UTC