Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов


Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов
       Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, —
       наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162-ФЗ).

Комм. Жевлаков Э.Н.

       1. Преступление посягает на отношения в области охраны особо ценных в экологическом плане природных территорий и объектов. Их перечень и правовой режим устанавливаются в ряде нормативных актов РФ: Федеральных законах “Об охране окружающей среды”; от 14.03.1995 №33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях” (в ред. от 30.12.2001)1 {СЗ РФ. 1995. №12. Ст. 1024; 2002. №1 (ч. 1). Ст. 2.}; от 23.02.1995 №26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах”2 {СЗ РФ. 1995. №9. Ст.713.}, а также в иных нормативных актах.
       Конкретизируется правовой режим особо охраняемых территорий и объектов в индивидуальных нормативных актах о них: Положении о государственных природных заповедниках в РСФСР от 18.12.19913 {СП РФ. 1992. №4. Ст. 182; САПП РФ. 1992. №9. Ст. 604; СЗ РФ. 1995.№3. Ст. 190; 1996. №18. Ст. 2153.}; Положении о национальных природных парках Российской Федерации от 10.08.19934 {САПП РФ. 1993. №34. Ст. 3180.}; Общем положении о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации от 25.01.1993 №14; Примерном положении о государственных природных заказниках в Российской Федерации, утвержденном приказом МПР России от 10.01.1996 №20; Положении о памятниках природы федерального значения, утвержденном приказом МПР России от 25.01.1993 №155 {Российские вести. 1993. 18 февр.}; Положении об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения от 07.12.1996 №1426 (в ред. от 20.12.2002)6 {СЗ РФ. 1996. №51. Ст. 5799; 2002. №52 (ч. 1). Ст. 5418.}. Все подзаконные нормативные акты должны быть приведены в соответствие с Федеральными законами “Об особо охраняемых природных территориях” и “Об охране окружающей среды”.
       2. Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования таких территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (п. 1,2 ст. 58 Федерального закона “Об охране окружающей среды”).
       С учетом различий в статусе и режиме особо охраняемых территорий устанавливаются следующие их категории: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения); б) национальные парки (федерального значения); в) природные парки (субъектов РФ); г) государственные природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов РФ); д) памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов РФ); е) дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения); ж) лечебно-оздоровительные местности, курорты (федерального, регионального и местного значения) и иные особо охраняемые территории.
       Перечисленные особо охраняемые территории и объекты образуют природно-заповедный фонд. Решениями органов государственной власти они изымаются полностью или частично из хозяйственного оборота. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации (п. 4, 5 ст. 58 Федерального закона “Об охране окружающей среды”).
       Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий, в том числе зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, биологические станции, микрозаповедники и др.
       3. Для квалификации содеянного как преступления необходимо установить, что подвергшийся посягательству объект был взят под особую охрану государства, поскольку в принципе охране подлежат все элементы природной среды: земля, воздух, воды, животный и растительный мир, недра и др.
       4. С объективной стороны преступление выражается в нарушении действием или бездействием режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, повлекшем причинение значительного ущерба.
       Нарушение режима может состоять в проведении работ, уничтожении или повреждении природных объектов, незаконном пользовании природными ресурсами, загрязнении и ином негативном воздействии, несанкционированном посещении и создании фактора беспокойства птиц и зверей и т.д.
       Детализируется режим в конкретном (на базе общего) положении об особо охраняемом объекте и территории, например Положение о памятнике природы регионального значения “Серебряный Бор” в г. Москве.
       5. Вопрос о признании ущерба значительным зависит от конкретных обстоятельств и решается при рассмотрении дела с учетом: категории особо охраняемых территорий и объектов; их экономической и социальной (исторической, культурной, научной, медицинской и т.д.) значимости; тяжести причиненного вреда; способности природного ресурса к самовосстановлению; стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды, исчисленной по соответствующим методикам и таксам (см. коммент. к ст. 250, 251, 254, 256, 257, 260), их количества и других обстоятельств.
       Между нарушением режима, допущенным виновным, и последствиями необходимо установить причинную связь.
       6. С субъективной стороны преступление характеризуется умыслом или неосторожностью.
       7. Ответственность по данной статье несут физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.
       8. Если нарушение режима особо охраняемой территории выразилось в совершении на территории заповедника или заказника загрязнения вод (ст. 250 УК), незаконной добычи водных животных и растений (ст. 256 УК), незаконной охоты (ст. 258 УК)и других преступлений, где заповедники и заказники как место преступления предусмотрены в качестве обязательного признака состава, квалифицировать содеянное следует по этим статьям.
       Однако, если такие деяния повлекли причинение существенного ущерба заповеднику или заказнику как целостной экосистеме, содеянное, на наш взгляд, необходимо квалифицировать также и по комментируемой статье по совокупности.
       Аналогичная квалификация содеянного будет и в том случае, если какое-либо иное экологическое преступление сопряжено с нарушением режима особо охраняемых территорий, но эти территории не предусмотрены в его составе в качестве обязательного признака, например, при загрязнении атмосферы (ст. 251 УК), уничтожении или повреждении лесов (ст. 261 УК), уничтожении критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259 УК).




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Wednesday, 06-Nov-2013 08:33:30 UTC