AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта


Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта
       1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162-ФЗ), —
       наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
       2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
       наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
       3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
       наказывается лишением свободы на срок до семи лет (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162-ФЗ).


Комм. Кудрявцева Е.П.

       1. Объектом данного преступления является как безопасность движения и эксплуатации транспорта (железнодорожного, воздушного, морского и речного), так и жизнь и здоровье человека. Безопасность движения автотранспорта законодателем выделена особо (ст. 264 УК).
       Диспозиции статей комментируемой главы имеют сложную конструкцию, касающуюся как объекта, так и объективной и субъективной стороны преступлений, указанных в этой главе. Это в известной мере является причиной определенных сложностей при квалификации данных преступлений.
       2. Прежде всего необходимо помнить, что диспозиция данной нормы является бланкетной, отсылающей для определения признаков преступления к специальным правилам, для установления таких элементов состава преступления, как объект посягательства и его объективная сторона. Поэтому для определения признаков преступления, предусмотренного комментируемой статьей, необходимо обратиться к конкретным правилам, устанавливающим безопасность движения на соответствующем виде транспорта, поскольку нарушение именно этих правил образует объективную сторону преступления.
       Так, если речь идет о преступлении на железнодорожном транспорте, суду необходимо исходить из предписаний, содержащихся в Федеральном законе от 10.01.2003 №17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации”1 {СЗ РФ. 2003. №2. Ст.169.}, в Федеральном законе от 10.01.2003 №18-ФЗ, которым утвержден Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации2 {СЗ РФ. 2003. №2. Ст.170.}, в ст. 17 Федерального закона от 25.08.95 №153-ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте” (в ред. от 10.01.2003)3 {СЗ РФ. 1995. №35. Ст.3503; 2003. №2. Ст.169.}.
       Правила безопасности на воздушном транспорте определяются постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1084, которым утверждены Федеральные правила использования воздушного транспорта Российской Федерации4 {СЗ РФ. 1999. №40. Ст.4861.}, а также Положением о федеральной авиационной службе России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 №9945 {СЗ РФ. 1996. №37. Ст.4288.}. Названные документы, в частности Федеральные правила, раскрывают содержание определенных понятий, связанных с обеспечением безопасности движения воздушного транспорта. К примеру, безопасность использования воздушного пространства рассматривается как комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам. Диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения определяется как обслуживание (управление) воздушного движения с целью предотвращения столкновений воздушных судов между собой и другими материальными объектами в воздухе, столкновений с препятствиями, в том числе на площади маневрирования аэродрома. Нормы, направленные на обеспечение безопасности на воздушном транспорте содержатся и в ВК.
       КВВТ содержит статьи, определяющие правовой статус капитана судна, его обязанности, в том числе и касающиеся обеспечения безопасности судна, а также главу, касающуюся безопасности судоходства. Положение об условиях плавания морских судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации, утвержденное Департаментом речного транспорта Минтранса России 17.01.1996, также регулирует безопасность на речном транспорте. Кроме того, безопасность на морском транспорте регулируется и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, принятым 18-й сессией Ассамблеи Международной морской организации 4 ноября 1993 г., положения которого введены в действие в Российской Федерации приказом Минтранса России от 26.07.1994 №63 “О мерах по повышению безопасности мореплавания” (в ред. от 26.11.2002)1 {Российские вести. 1994. №164; БНА. 2003. №5.}.
       При решении вопросов в рамках комментируемой статьи в необходимых случаях следует руководствоваться и различными инструкциями по эксплуатации соответствующего вида транспорта и другими актами, определяющими соответствующие требования к техническому состоянию транспортного средства, обязанности соответствующих лиц, по должности обязанных соблюдать правила безопасности и эксплуатации транспорта.
       3. Нарушения правил эксплуатации и управления транспортными средствами на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, изложенных в перечисленных нормативных и подзаконных актах, составляют объективную сторону указанного в комментируемой статье состава преступления. В этой связи при рассмотрении этой категории уголовных дед суду необходимо установить, какие конкретные правила безопасности движения или эксплуатации транспорта нарушены. Учитывая то обстоятельство, что для решения таких вопросов в большинстве случаев необходимы специальные познания в области различных технических отраслей, для решения этих вопросов необходимо проведение экспертных исследований, в том числе и комплексных либо комиссионных.
       4. Однако сам по себе факт нарушения этих правил без указанных в статье последствий не может служить поводом для уголовного преследования. Поэтому наряду с указанным нарушением соответствующих правил необходимо установить наступление определенных последствий — причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека.
       Все статьи комментируемой главы в части наступления последствий в результате нарушений безопасности движения и эксплуатации транспорта претерпели изменения. Из их диспозиций Федеральным законом от 08.12.2003 №162-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации”1 {СЗ РФ. 2003. №50. Ст. 4848} исключено указание о причинении в результате нарушения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств такого последствия, как причинение крупного ущерба. В качестве последствий, определяющих уголовную наказуемость этого деяния, оставлено лишь причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человеку либо лишение жизни потерпевшего. Следовательно, по делу необходимо установить наличие причинной связи между нарушением указанных выше правил безопасности на транспорте и наступившими последствиями, тяжесть которых оговорена в диспозиции статьи. Тяжесть наступивших последствий и наличие причинной связи между нарушениями правил безопасности на транспорте и наступившими последствиями определяется экспертным путем.
       5. Части 2 и 3 комментируемой статьи предусматривают в качестве квалифицирующих признаков этого преступления причинение соответственно по неосторожности смерти одного человека и смерти двух и более лиц.
       6. Субъектом данного преступления является специальный субъект — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать указанные выше правила. К таким лицам, в частности, относятся машинисты электропоездов, начальники ведомственных служб эксплуатации, капитаны судов (воздушного, морского), пилоты-инспекторы по безопасности, авиадиспетчеры и т.д.
       7. Согласно диспозиции комментируемой статьи также усматривается, что данное деяние характеризуется и сложной субъективной стороной состава преступления. Для этого деяния характерна сложная форма вины субъекта посягательства: суд должен установить прямой умысел на нарушение виновным лицом правил безопасности на транспорте и неосторожную форму вины по отношению к наступившим последствиям.








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Wednesday, 06-Nov-2013 08:33:30 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"