Статья 257. Нарушение правил охраны рыбных запасов


Статья 257. Нарушение правил охраны рыбных запасов

Производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия,

— наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Комм. Дубовик О.Л.

1. Описание уголовно-правовой нормы. С юридико-технической точки зрения статья построена, как и другие статьи главы 26 УК РФ, сложно. В ней сформулировано несколько основных материальных составов преступлений, различающихся между собой по содержанию деяния, предмету и преступным последствиям, но совпадающих по субъективной стороне и объединенных общим признаком нарушения правил охраны рыбных запасов.

По содержанию составов, видно, что они являются основанием уголовной ответственности при наличии всех признаков состава преступления в деянии лица, если они совершены во внутренних водоемах Российской Федерации или в прилегающих прибрежных морских районах, т.е. там, где возможно проведение предусмотренной в диспозиции нормы деятельности (лесосплава, взрывных работ и т.п.). Все перечисленные места совершения преступления относятся Водным кодексом к водным объектам. Задача охраны рыбных запасов в этих акваториях является чрезвычайно важной, а общественная опасность данных преступлений — высокой.

2. Целью комментируемой статьи является охрана рыбных запасов (рыбы и других водных животных, среды их обитания) при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с пользованием водными объектами и воздействием на них. Кроме того, данная статья призвана сыграть обеспечивающую силой уголовного закона роль для ряда предписаний Водного кодекса, содержащихся, например, в статьях 46, 48, 52, 6062 ВК РФ.

3. Предмет преступления. Им — по названию статьи — являются рыбные запасы, но по ее тексту уголовно-правовая охрана распространяется как на рыбу, так и на водных животных, кормовые запасы, среду обитания водных биоресурсов (а тем самым — на водные объекты), условия их существования. Смежными понятиями, используемыми в экологическом законодательстве, являются «околоводные животные», «фауна и флора водоемов»,«водные беспозвоночные», «водные млекопитающие», а также анадромные, катадромные, трансграничные, далеко мигрирующие, ценные виды рыб.

4. Объективная сторона состава данного преступления включает в себя:

а) деяние (действие или бездействие);

б) общественно опасные последствия;

в) причинную связь между деянием и последствиями.

Обязательным условием деяния является незаконность действий (бездействия), поскольку законодатель использует оборот «с нарушением правил охраны рыбных запасов».

Фактически текст статьи дает перечень тех видов деятельности (работ), которые могут оказаться особенно опасными для рыбных запасов, водных животных, среды их обитания. К числу этих опасных видов деятельности, следовательно, законодатель отнес использование водных объектов для перемещения древесины, осуществление взрывных работ, эксплуатацию гидротехнических сооружений. Но перечень носит открытый характер, благодаря употреблению в тексте оборота «осуществление иных работ». Следовательно, данный оборот может относиться и к работам по эксплуатации сооружений (предприятий) на водных объектах, не охватываемых понятиями «водозаборные сооружения», «перекачивающие механизмы». Эти устройства входят в систему понятий, обозначаемых еще как «гидротехнические сооружения», водохозяйственные сооружения и прочие водонапорные сооружения — плотины, дамбы и т.п., водопроводящие каналы, туннели и пр., водозаборные, водосборные шлюзы, судоподъемники, ГЭС, как объединенные, так и не объединенные в гидроузлы (см.: Федеральный закон от 21 июля 1997г. №117 «О безопасности гидротехнических сооружений»). Сами по себе действия по осуществлению указанных в статье и иных работ могут состоять в проведении обязательных и необязательных операций, входящих в технологический процесс или сопровождающих его. Ими могут быть отдельные взрывы, сброс строительных материалов при возведении дамбы, забивание свай или опор с помощью ненадлежащей техники, добыча гравия и песка и иные способы оказания воздействия на водные биоресурсы путем шума, вибрации, ударных волн и т.п.

Так, нарушением правил охраны рыбных запасов будет забор воды из водоемов и водотоков без разрешения органов по охране рыбных запасов либо в несогласованном месте водозабора, либо с использованием ненадлежащего типа рыбозащитного устройства или без такового, либо с превышением объемов забираемой воды, а также изменение уровня воды в гидротехнических сооружениях, в том числе в водохранилищах, в период массовых миграций и размножения рыбы и водных животных в пределах территорий, занимаемых такими производственными объектами, без согласования со специально уполномоченными органами; непринятие мер для обеспечения рыбохозяйственных попусков в период нереста рыб; необеспечение свободной миграции рыб при пересечении транспортными магистралями мелких рек и ручьев (поверхностных водотоков); непроведение работ по заглублению и фиксации трубопроводов при пересечении рек (для предотвращения всплытия) или необеспечение трубопроводов техническими устройствами, отключающими поврежденные в результате аварии участки и т.п.

При строительстве, например, плотин и водохранилищ деяниями, нарушающими правила охраны рыбных запасов, могут быть неполный лесосвод и лесоочистка ложа водохранилищ до его затопления, отсутствие рыбоходных сооружений в плотине, обеспечивающих пропуск проходных рыб на нерестилища и обратно, к местам нагула и для молоди рыб; допущение резких колебаний водного режима на объектах гидроэнергетики и водного хозяйства, не вызванных чрезвычайными обстоятельствами, в периоды размножения я зимовки рыбы и водных животных и т.п.

При транспортировке лесной продукции нарушениями являются: молевой сплав леса, т.е. транспортирование отдельных бревен (стволов без увязки в плоты, погрузки на баржи или другие суда или использование их для буксировки вниз по течению реки), что ведет к образованию топляков, гниению затопленной древесины, иным отрицательным последствиям; либо сплав древесины в пучках или кошелях, т.е. с обнесением групп сплавляемых бревен плавучим ограничением — цепью из соединенных между собой бревен, без судовой тяги, свободно; сплав древесины без предварительной очистки от коры; установка на реках западней с ограждениями, занимающими более двух третей живого сечения реки, и т.п.

Российское экологическое законодательство предусматривает перечень и виды взрывных работ на водных объектах (неотложные — дноуглубительные работы на обмелевших реках для поддержания судоходства и других законных видов водопользования, вскрытия ледовых заторов, предотвращения аварий и пр.), а также порядок их ведения, включая уведомление органов рыбоохраны и согласование с ними всех планируемых взрывных работ. Нарушениями правил охраны рыбных запасов и других водных биоресурсов, среды их обитания, т.е. водных объектов, являются, например: взрывные работы, при которых используются ядерная и иные виды технологий, сопровождающиеся выделением радиоактивных и токсичных веществ, взрывные работы в местах нереста, скопления молоди рыб либо проводимые без разрешения уполномоченных органов.

При осуществлении деятельности на дне водных объектов, например, при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля, а также при возведении сооружений с опорой на дно, преступные действия могут состоять в ведении таких работ в местах нереста, зимовки, нагула ценных пород рыб, на акватории (либо в водоохранных зонах) особо охраняемых водных объектов либо в других, не подлежащих особой охране местах, но без разрешения органов рыбо- и водоохраны.

5. Последствиями преступления являются: массовая гибель рыбы или других водных животных, т.е. одновременная гибель значительного числа рыбы или водных животных одного или нескольких видов на определенном участке акватории, в одном водном объекте, в нескольких объединенных естественным или искусственным образом в единую систему водных объектах, устанавливаемая проведением ихтиологической экспертизы с учетом такс и других нормативов; значительные размеры уничтожения кормовых запасов, т.е.разрушение, приведение в негодность такого их количества (объема), при котором существенно ухудшаются условия существования популяций рыбы и других водных животных либо теряется способность водных растений, водных беспозвоночных и т.п. к самовоспроизводству; иные тяжкие последствия, т.е. уничтожение мест нереста, распространение заболеваний рыбы, снижающее возможности промышленного рыболовства, и т.п.

6. Причинная связь между деянием и последствиями подлежит обязательному установлению, например, должно быть доказано, что массовая гибель рыбы вызвана именно производством лесосплава запрещенным способом,а не естественными факторами, что места нереста (или зимовальные ямы) были повреждены взрывными работами, а не в результате изменения русла и водного режима реки из-за стихийных явлений — землетрясения, наводнения и пр.

Преступление считается оконченным в момент наступления общественно опасных последствий.

7. Субъективная сторона. Преступления, составы которых описаны статьи 257 УК РФ, совершаются с косвенным умыслом, когда лицо осознает общественную опасность нарушения им правил охраны рыбных запасов и желает их нарушения, предвидит наступление общественно опасных последствий, но не желает их или относится к их наступлению безразлично.

8. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, в частности должностные лица и работники государственных организаций(предприятий), осуществляющих указанные в диспозиции нормы виды работ,а также руководители и сотрудники коммерческих организаций, индивидуальные предприниматели, получившие по закону, договору аренды, концессии и т.п., согласно правоприменительному акту право на осуществление лесопользования, водопользования, добычу полезных ископаемых со дна водных объектов, строительство сооружений и т.д. либо осуществляющие такие работы без разрешения.

Смотри также:

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. — 3-е изд., доп. и испр. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 917 с. — (Профессиональные комментарии). ISBN 5-94879-176-9




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Monday, 20-Jan-2014 04:49:59 UTC