AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей


Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией,

— наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия,

— наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размерю заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комм. Дубовик О.Л.

1. Общий обзор уголовно-правового запрета. Статья 237 УК РФ содержит основной формальный состав преступления с альтернативными признаками по объективной стороне и предмету преступления (ч.1), а также квалифицированные формальный (по признакам субъекта) и материальный (по признакам объективной стороны) составы (ч.2). Статьей предусмотрены преступления небольшой (ч.1) и средней (ч.2) тяжести.

Положения, установленные в данной статье, являются новеллой в отечественном законодательстве и отражают социальную потребность в экологической и иной информации в сфере безопасности населения и территорий.

2. Правовое регулирование права граждан на доступ к документам и материалам, непосредственно затрагивающим его права и свободы. В наше время это динамично развивающаяся область законодательства: от конституционных положений до предписаний специального характера. За сокрытие должностными лицами информации, в том числе касающейся фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, наступает ответственность в соответствии с федеральными законами. Права каждого на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии гарантируются не только государственной защитой, но и закрепленными в Конституции Российской Федерации основами деятельности по обеспечению экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия. Эти нормы детализированы в многочисленных законах и подзаконных актах, а именно: в Законе Российской Федерации от 15 мая 1991г. №1244-1 «О социальной помощи гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 18 июня 1992г.); в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г.; в федеральных законах от 23 июля 2006г. №24-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»(СЗ РФ, 2006, № 31 (ч.1), ст.3448), от 13 января 1995г. №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» и в иных актах этого типа; от 9 января 1996г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 2 мая 1997г. №76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия», от 11 ноября 1994г. №38-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 19 июля 1998г. №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» и т.д.; в Положении о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000г. №128); в постановлениях Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000г. №660 «Об экологическом зонировании Байкальской природной территории и информировании населения о границах Байкальской природной территории, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон», от 22 ноября 2000г. №883 «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения» от 2 февраля 1998г. №142 «О сроках декларирования промышленной безопасности действующих опасных производственных объектов», от 12 февраля 2003г. №98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».

3. Объект преступления. Деяния, предусмотренные комментируемой статьей, посягают на: обеспечение безопасности населения и территорий, надлежащий порядок функционирования уполномоченных государственных органов и должностных лиц, а также конституционные права граждан.

Предмет преступления — информация двух видов; о событиях, фактах или явлениях, представляющих угрозу для:

а) жизни и здоровья людей или

б) окружающей среды.

Предмет образует не только информация как таковая, но и порядок ее предоставления. При квалификации деяний следует учитывать также ограничения на получение такой информации, ее режим, круг должностных лиц и органов, обязанных ее предоставлять, и другие вопросы. Нормы, характеризующие предмет посягательства по статье 237, представляют собой один из наиболее развитых блоков российского законодательства. Его образуют конституционные нормы в первую очередь статей 17, ч.2 ст.24, ст.41, 42, и предписания различных отраслей законодательства. Конституция Российской Федерации гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; устанавливает, что органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с ними.

4. Объективная сторона. Преступления совершаются путем действий или бездействия, состоящих в сокрытии или искажении информации, указанной в диспозиции рассматриваемой нормы. Преступные последствия являются необходимыми только для материального квалифицированного состава по части 2 данной статьи. Для привлечения к ответственности по части 1 достаточно сокрытия или искажения информации.

Сокрытие информации — это недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение либо нуждающихся в ее получении, когда сообщение информации является обязательным в соответствии с предписаниями нормативных правовых актов либо было необходимо для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни и здоровья людей или для окружающей среды.

Искажение информации — это сообщение истинных, но неполных или неверных (полностью или частично) данных, официальных прогнозов и оценок относительно фактов, событий и явлений, создающих опасность для жизни и здоровья людей или окружающей среды.

6. Преступление считается оконченным (по ч. 1 и 2 в отношении формальных составов) в момент сокрытия или искажения информации. В первом случае этот момент определяется наступлением реальной возможности у лица направить (предоставить) информацию надлежащему и нуждающемуся в ней адресату или для всеобщего сведения. Во втором случае — с момента предоставления искаженной информации конкретному адресату или неопределенному кругу лиц. Для материального состава по части 2 — с момента наступления последствий преступления.

7. Субъективная сторона. Формальные составы преступлений, предусмотренных данной статьей, совершаются с прямым умыслом. Лицо должно осознавать свои обязанности по сообщению названной в статье информации,по ее предоставлению населению или иным заинтересованным лицам, имеющим право на получение достоверной, полной информации для последующего влияния на ход событий и их последствия, для принятия своевременных мерно их ликвидации и предотвращению ущерба.

Материальный квалифицированный состав по части 2 характеризуется косвенным умыслом. Законодатель в этом случае не счел необходимым указать на причинение последствий по неосторожности, подчеркнув тем самым особую меру ответственности субъектов преступления, т.е. лиц, занимающих ответственные должности. Такое решение основано, по всей видимости, на печальном опыте, когда сокрытие в течение нескольких дней факта аварии на Чернобыльской АЭС, затем — масштабов аварии привело к причинению вреда здоровью многих людей, которые из-за незнания не приняли элементарных мер предосторожности, попали под прямое воздействие радиационного излучения, употребляли воду и продукты с высоким содержанием радиоактивных осадков. Более того, последствия этого проявляются теперь на генетическом уровне, и российское законодательство регулирует порядок компенсаций и иных мер гражданам следующих поколений, потомкам тех, кто пострадал  26 апреля 1986 года.

Поэтому неверно указывают в данном случае на наличие вины в форме неосторожности1{См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. - М.: НОРМА, 2002. — С.238.} — в тексте закона она не упоминается (согласно ч.2 ст.24 УК РФ деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ).

8. Субъект преступления — специальный. К уголовной ответственности могут быть привлечены лица, в чьи обязанности входит обеспечение населения и соответствующих органов информацией. Признаки специального субъекта сформулированы законодателем в частях 1 и 2 ст.237. В комментируемой статье специальный характер субъекта обусловлен наделением его в соответствии с законодательством должностными полномочиями либо служебными обязанностями. Это означает, что субъектом преступления по части 1 ст.237 УК РФ могут быть не только должностные лица, но и иные, уполномоченные на выполнение определенных функций, если характер осуществляемой ими деятельности обязывает их направлять соответствующую информацию для всеобщего сведения или лицам, обязанным и способным передать такую информацию по назначению.

К должностным лицам согласно примечанию 1 к статье 285 УК РФ относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»; ВВС РФ, 2000, №4).

Представитель власти определен в примечании к статье 318 УК РФ — это должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Кроме того, к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (см. п.2 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

В части 2 статьи 237 УК РФ субъект преступления — лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или субъекта Федерации, либо глава органа местного самоуправления.

Государственный служащий не всегда является должностным лицом, так же как и должностное лицо может не являться государственным служащим. Более того, уголовный закон отдельно упоминает в качестве возможного субъекта преступления представителя власти. Все зависит от занимаемой должности и объема полномочий, наличие которых является определяющим для отнесения государственного служащего к должностному лицу либо представителю власти. В широком смысле — это лицо, работающее постоянно или временно в аппарате органа государственной власти, в администрации государственного предприятия, учреждения, организации, реализующее полномочия указанных государственных органов и получающее за свой труд вознаграждение из государственного бюджета. В узком смысле государственным служащим считается гражданин Российской Федерации, работающий на государственных должностях в государственных органах, деятельность которых подпадает под действие Федерального закона от 31 июля 1995г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации». Согласно пункту 1 ст.1 этого акта государственной должностью считается «должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее государственные органы) с установленным кругом обязанностей по обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей».

В соответствии С пунктами 2 и 3 примечания к статье 285 УК РФ под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Из анализа понятий должностного лица, содержащихся, с одной стороны, в примечании 1 к статье 285 УК РФ и, с другой — в примечаниях 2 и 3 к этой статье, следует, что в примечании. 1 дано определение должностного лица как специального субъекта, а в примечаниях 2 и 3 — вводятся дополнительные: ограничивающие признаки специального субъекта.

Согласно примечаниям 2 и 3 к статье 285 УК РФ применение понятия лица, занимающего государственную должность Российской Федерации (субъекта Федерации), как специального субъекта указанных преступлений, распространяется на все статьи УК РФ, в том числе на часть 2 ст.237.

В части 2 ст.237 в качестве специального субъекта также указан глава органа местного самоуправления. В соответствии со статьей 16. Федерального закона от 28 августа 1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования — это выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность но осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

9. Квалифицирующими признаками являются в формальном составе признаки субъекта совершения деяния, т.е. лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Федерации или являющегося главой органа местного самоуправления, а в материальном составе признаки объективной стороны, т.е. наступление последствий в виде причинения вреда здоровью (любой тяжести) человека или иных тяжких последствий. Иные тяжкие последствия — материальный ущерб собственности, разрушение или повреждение систем жизнеобеспечения, затраты на проведение дополнительных мероприятий и ликвидацию последствий, существенный пред окружающей среде, в том числе водным объектам.

10. Соотношение со смежными составами. Разграничение со статьей 140 УК РФ «Отказ в предоставлении информации», являющейся общей по отношению к комментируемой статье, проводится по признакам предмета преступления и объективной стороны (в ст.237 УК РФ речь идет о специальной информации и не установлена ответственность за отказ в предоставлении или за заведомо ложную информацию); применительно к части 2 — по признакам субъекта и последствиям деяния.

Разграничение части 1 ст.237 УК РФ со статьей 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации» КоАП РФ осуществляется по признакам главным образом предмета, дополнительно — объективной стороны (состав административного правонарушения предусматривает ответственность и за несвоевременное сообщение). Это означает, что если экологическая информация содержала сведения о фактах, событиях, явлениях, угрожающих жизни или здоровью людей либо окружающей среде, то ее сокрытие или искажение влекут уголовную ответственность. Разграничение со статьей 19.7 «Непредоставление сведений (информации)» и статьей 19.19. «Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов но обеспечению единства измерения» КоАП РФ осуществляется также в первую/ очередь по предмету и объективной стороне.

Смотри также:

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. — 3-е изд., доп. и испр. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 917 с. — (Профессиональные комментарии). ISBN 5-94879-176-9








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Monday, 20-Jan-2014 04:49:58 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"