|
Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти
Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти
1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162-ФЗ).
2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, —
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Комм. Галахова А.В
1. Комментируемая статья в известной мере сочетает в себе признаки ст. 191, 1911, 1913, 193 УК РСФСР. Общественная опасность предусмотренного в ней преступления состоит в том, что оно посягает на нормальную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в лице представителей власти и на их личность.
Потерпевшими в рассматриваемом преступлении являются представитель власти или его близкие. В примечании к комментируемой статье впервые дано определение представителя власти. Таковым является должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Из этого определения следует, что представитель власти: а) является должностным лицом (см. коммент. к ст. 285); б) наделен распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости; в) представляет правоохранительный (МВД России, ФСБ России и т.д.), контролирующий (органы рыбоохраны, санитарно-эпидемиологического надзора, государственной лесной охраны и т.п.) или иной орган (различные звенья государственного аппарата и местного самоуправления, которые выполняют функции власти) (ст. 1, 2 Федерального закона от 20.04.1995 №45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” (в ред. от 30.06.2003)1 {СЗ РФ. 1995. №17. Ст. 1455; 1998. №30. Ст. 3613; 1999. №2. Ст. 238;2000. №10 Ст. 1067; 2001. №26. Ст. 2580; №49. Ст. 4566; 2002. №50.Ст. 4928; 2003. №27 (ч. 1). Ст. 2700.}; см. также др.2 {ВВС РФ. 2000. №7. С. 14.}). Понимание близких представителя власти такое же, как и в ст. 317 УК (см. коммент. к этой статье). Ответственность за применение насилия в отношении представителя власти наступает только в случаях противодействия его законной деятельности3 {ВВС РФ. 1998. №4. С. 10.}.
Если насилие или угроза насилием применяются в отношении представителей власти, участвующих в отправлении правосудия или в производстве предварительного расследования, ответственность наступает по ст. 296 УК.
2. Объективная сторона преступления характеризуется применением физического или психического насилия. В ч. 1 комментируемой статьи говорится о насилии, не опасном для жизни или здоровья. Его понимание аналогично пониманию насилия в ст. 161 УК (см. коммент. к этой статье). Дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК в таком случае не требуется. Психическое насилие может выражаться в угрозах применения насилия4 {ВВС РФ. 2001. №1. С. 12.}. Вид угрозы в УК не конкретизирован. Однако сопоставление формулировок этого признака в комментируемой статье и ст. 161 УК позволяет сделать вывод о том, что диапазон угроз в рассматриваемом преступлении значительно шире, вплоть до угроз убийством5 {ВВС РФ. 2000. №9. С. 8.}, и дополнительно квалифицировать такую угрозу по ст. 119 УК не требуется.
Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, превращает данный состав в его квалифицированный вид (ч. 2 комментируемой статьи). Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни. При применении насилия, опасного для жизни или здоровья, потерпевшему может быть причинен вред любой тяжести: тяжкий, средней тяжести и легкий. Дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК в таких случаях не требуется. Санкция ч. 2 комментируемой статьи более строгая, чем даже за причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 2 ст. 111 УК)1 {ВВС РФ. 2000. №7. С.14.}. О понимании данных видов насилия см. п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2002 №29.
В. осужден по ч. 2 комментируемой статьи. При доставлении его инспектором дорожно-патрульной службы для медицинского освидетельствования за управление автомашиной в состоянии алкогольного опьянения В. самовольно вытащил ключи из замка зажигания автомашины, затем стал руками душить инспектора, вытолкнул его из автомашины, ударял по голове и другим частям тела руками и булыжником, причинив потерпевшему легкий вред с кратковременным расстройством здоровья2 {ВВС РФ. 2002. №4. С. 8.}.
По ч. 2 комментируемой статьи квалифицируется также применение насилия, опасного для жизни или здоровья, которое хотя и не причинило реального вреда, но в момент применения создавало опасность для жизни или здоровья потерпевшего (п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2002 №29). Фактическое наступление смерти не охватывается данным составом и квалифицируется по совокупности преступлений.
Способы применения насилия могут быть самыми различными. Между наступившими последствиями и применением насилия в отношении представителя власти (его близкого) в связи с выполнением им своих должностных обязанностей должна существовать причинная связь.
Применение насилия или угроз применения насилия осуществляется в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей (а не только при их исполнении). Имеется в виду любая служебная деятельность, в том числе связанная с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности. Оконченным преступление считается с момента применения насилия соответствующей тяжести либо угрозы его применения.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо осознает общественно опасный характер и диапазон применяемого им насилия или угроз, осознает, что они направлены против представителя власти (его близких) именно в связи с выполнением им своих должностных обязанностей, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает их наступления1{}.
4. Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
|
|