|
Педрель (Pedrell) Фелипе (19.02.1841, Тортоса - 19.08.1922, Барселона)
- испанский композитор и музыкальный ученый. Служил певчим в Тортосском соборе, где и получил первоначальное музыкальное образование, композицию изучал самостоятельно. В пятнадцать лет начал писать музыку, в 1874г. дебютировал как оперный композитор, сочинив оперу "Последний из Абенсерадов". В том же году начал преподавать в Мадридской консерватории историю и эстетику музыки, а затем композицию, в числе учеников Педреля - Альбенис, Гранадос, де Фалья и др. В 1882-94гг. жил в Барселоне, в 1895-1903гг. снова профессор Мадридской консерватории. С 1874г. член Академии наук.
С 1867г. Педрель занимался литературной музыковедческой деятельностью - сотрудничал в газетах и журналах, выпускал книги, редактировал произведения старинных испанских, композиторов, составлял сборники классической музыки и т.д. В числе его работ - "Биографический словарь испанских, португальских и латиноамериканских композиторов" (1897г., вышел 1т.), "Испанский театр" (5 тт.), "Глинка в Гренаде" и др. Педрель очень высоко ценил русских композиторов. Знаток испанской старинной музыки, Педрель выпустил "Антологию испанской органной музыки" в 2 тт., 4 сборника популярных испанских песен, полное собрание сочинений Т.Л.Виктории в 8 тт. и многие др. Педрель сыграл большую роль как реформатор испанской церковной музыки.
Как композитор Педрель был признан главой новой испанской музыкальной школы и оказал очень большое влияние на последующее поколение музыкантов своей родины. В своих произведениях он широко использовал элементы старинной национальной музыки, большое влияние на него оказал Р.Вагнер (Педрель был даже прозван "испанским Вагнером"). К лучшим сочинениям Педреля относятся - монументальная патриотическая оперная трилогия "Пиренеи" (1902), драматическая кантата "Челестина" (исполнялась как опера, постановка 1905г.) и некоторые другие.
Соч.: (кроме упомянутых) оперы (даты постановок) - "Квазимодо" (по сюжету романа В.Гюго "1875"), одноактные оперы - "Тассо в Ферраре", "Клеопатра", "Мазепа" (1881) для оркестра - симфонические поэмы "Эксельсиор" (по Г.Лонгфелло), "Граф Арнау" (с хором), Вариации, симфонические сцены - "Триумфы" (по Ф.Петрарке), "Марш Мистралю", камерные и инструментальные произведения, кантаты, хоры в сопровождении оркестра, песни, реквием, мотеты. антифоны и другие духовные произведения.
Лит.: Fаllа М. d e, F.Pedrell "Revue musicale" 1923 №24
Mitjana R., La musica contemporanea en Espana у F.Pedrell, Malaga, 1901.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|