Статья 7.10. Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектомСтатья 7.10. Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом, а равно самовольный обмен земельного участка, участка недр, участка лесного фонда, участка леса, не входящего в лесной фонд, или водного объекта. — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. Комм. Черников В.В. Объектом правонарушения являются отношения собственности на природные ресурсы, установленный законом порядок возникновения права пользования на землю, недра, леса, воды и осуществления сделок с данными объектами. Предметом правонарушения по смыслу комментируемой статьи являются: 1) земельные участки; 2) участки недр; 3) участки лесного фонда; 4) участки леса, не входящего в лесной фонд; 5) водные объекты (о понятии данных природных ресурсов см. комментарий к статьям 7.1, 7.3, 7.6, 7.9 КоАП РФ). Земельное, лесное и водное законодательство, законодательство о недрах содержат целый ряд норм, устанавливающих ограничения и условия по сделкам с природными объектами, которые и оказываются нарушенными в результате рассматриваемого правонарушения. Так, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации не могут быть объектами сделок земельные участки, изъятые из оборота (занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничные войска, объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и т.д.). Установлены также многочисленные ограничения оборота земельных участков, отнесенных к землям поселений, предоставленных для нужд промышленности, энергетики, транспорта, связи, расположенных под объектами гидротехнических сооружений, загрязненных опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшихся биогенному загрязнению и др. Статья 24 Лесного кодекса Российской Федерации определяет, что переход права пользования участками лесного фонда оформляется посредством внесения изменений в договор, лесорубочный билет, ордер, лесной билет. Право пользования водным объектом может переходить от одного лица к другому только в случаях, если указанные лица осуществляют водопользование для собственных нужд, и цели использования водных объектов при переходе указанных прав не меняются. Основанием такого перехода является так называемая распорядительная лицензия, зарегистрированная в лицензирующем органе в области водопользования (ст.47, 52 ВК РФ). Объективную сторону правонарушения составляют деяния законного пользователя и распорядителя природного объекта, состоящие в нарушении запретов и ограничений на передачу прав по пользованию землей, лесом, недрами, водами другим лицам (в виде устного распоряжения, принятия акта, заключения договора) либо осуществлении такой передачи или сделки, хотя бы и по законному усмотрению, но без надлежащего оформления и соблюдения установленных законом условий (например, передача прав без оформления лицензии, совершение сделки без согласия собственника). Оконченным правонарушение считается при наличии предпринятых пользователем природного объекта действий, состоящих в незаконной передаче прав или совершении обмена земельным участком, участком недр, участком лесного фонда, участком леса. Наступления фактических последствий в виде причиненного ущерба другим лицом, который стал фактическим пользователем природного объекта, не требуется. Субъектом правонарушения являются граждане и юридические лица — природопользователи, должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение правомерности заключаемых сделок. Виновность их действий заключается в том, что они нарушают: а) предусмотренные нормативными правовыми актами запреты и ограничения на передачу в пользование другим лицам соответствующих природных объектов и б) установленный порядок сделок с землей, недрами, лесами, водами. Следует также иметь в виду, что регистрация заведомо незаконных сделок с землей может повлечь уголовную ответственность по статье 170 УК РФ. Правонарушение совершается в форме умысла. Дела об этих правонарушениях в зависимости от характера правонарушения рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, государственный геологический контроль, государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, а также уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда. Протоколы о правонарушениях уполномочены составлять должностные лица названных выше органов и должностные лица органов, уполномоченных в сфере горного и промышленного надзора. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |