|
Масканьи (Mascagni) Пьетро (7.12.1863, Ливорно - 2.08.1945, Рим)
- итальянский композитор и дирижер. Тайно от отца, желавшего, чтобы сын был юристом, Масканьи занимался музыкой у А.Софредини. Шестнадцати лет он уже был автором ряда произведений, в т.ч. симфонии и оперы "Пинотта" (поставлена на сцене в 1932г. после коренной переработки). Только после того, как его кантата получила в 1881г. премию на Международной музыкальной выставке в Милане, отец Масканьи позволил сыну заниматься музыкой, а затем и поступить в Миланскую консерваторию, где Масканьи занимался композицией у А.Понкьелли и М.Саладино. С 1885г. Масканьи работал дирижером в различных итальянских оперных театрах.
В 1888г. получил 1-ю премию за оперу "Сельская честь" (постановка 1890г., Рим) на конкурсе одноактных опер, организованном музыкальным издателем Сонцоньо. Правдивое отображение жизни сицилийских крестьян, эмоциональная музыкальная обрисовка людей из народа с их искренними чувствами и переживаниями, доходчивые, запоминающиеся мелодии (сицилиана Турриду, ария Сантуццы, песня Альфио и, на конец, знаменитое симфоническое интермеццо, разделяющее две части оперы) - все это создало опере небывалый успех как на итальянской сцене, так и за границей. Оперы "Сельская честь" Масканьи и "Паяцы" Леонкавалло положили начало оперному веризму, получившему широкое распространение в Италии и других западноевропейских странах.
После Верди и Понкьелли Масканьи наряду с Леонкавалло стал ведущим оперным композитором Италии конца 19в. Лучшими операми Масканьи в этот период были "Друг Фриц" по новелле Эркман-Шатриана (постановка 1891г.) и "Ирис" из японской жизни (постановка 1898г.); последняя опера сохранилась в репертуаре итальянских театров. С появлением Пуччини оперы Масканьи были оттеснены на второй план. А его опера "Маски", премьера которой состоялась в 1901г. одновременно в шести разных городах Италии, потерпела всюду фиаско.
В 1895-1902гг. Масканьи состоял директором консерватории в Пезаро. Позже выступал лишь как дирижер собственных произведений. В 1929г. был избран членом Итальянской академии.
В истории итальянского музыкального театра Масканьи остается по существу автором "Сельской чести" (все последующие оперы значительно уступали ей по своим достоинствам).
Соч.: (кроме упомянутых): оперы (даты постановок) - "Вильям Ратклиф" (по Г.Гейне, 1895), "Ранцау" (по роману Эркмана-Шатриана, 1892), "Сильвано" (в 1 акте; 1895), "Дзанетто" (в 1 акте; 1896), "Подруга" (1905), "Изабо" (1911), "Паризина" (по Г. д'Аннунцио, 1913), "Лодолетта" (1917), "Маленький Марат" (1921), "Нерон" (1935) и др.; оперетта "Да" (1919); для оркестра - симфоническая поэма "Сатаническая рапсодия" (1917); камерные произведения; кантата "Джакомо Леопарди" (1898), реквием (1900), "Гимн труду" для хора (1928), Траурная месса, хоры, песни.
Лит.: Mascagni parla, R. 1945 (автобиография);
Моnaldi G., P. Mascagni..., R. 1898;
Pоmpei E., P. Mas cagni nellavita e nell'arte, R. 1912.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|