|
Григ (Grieg) Эдвард (15.06.1843, Берген - 4.09.1907, Берген)
- норвежский композитор. Первые уроки игры на фортепиано получил у своей матери, хорошей пианистки. На дарование юного Грига обратил внимание известный норвежский скрипач и композитор О.Булль, по совету которого Григ был направлен в Лейпцигскую консерваторию. Здесь его учителями были Э.Венцель и И.Мошелес (фортепиано), М.Хауптман, Э.Ф.Рихтер и К.Рейнеке (композиция). В 1863г. Григ переехал в Копенгаген, где начал заниматься у виднейших датских композиторов Н.Гаде и Э.Хартмана, возглавлявших в то время национальное направление в скандинавской музыке. Большое значение для творческого развития Грига имела также дружба с рано умершим норвежским композитором Р.Нурдроком, неутомимым пропагандистом национального искусства. Вместе с ним Григ организовал в 1865г. в Копенгагене "Общество Эвтерпы" для популяризации произведений молодых скандинавских композиторов.
В эти годы появляются и первые сочинения Грига, окрашенные своеобразным национальным колоритом, - мелкие фортепианные пьесы, соната для фортепиано, 1-я скрипичная соната, увертюра для оркестра "Осенью". В 1867-74гг. Григ был дирижером Филармонического общества в Христиании. Наряду с произведениями скандинавских композиторов он знакомил слушателей с творчеством Шумана, Листа, Вагнера. В 1871г. совместно с композитором И.Свенсеном Григ основал музыкальное общество, пропагандировавшее симфоническую музыку и сыгравшее значительную роль в культурной жизни Норвегии. С 1880г. жил в своем родном городе Бергене; здесь он возглавлял музыкальное общество "Гармония". В 1888г. в Лейпциге произошло знакомство Грига с Чайковским, перешедшее в дружеские отношения. В 1893г. он одновременно с Чайковским, Сен-Сансом, Бойто и Брухом получил почетную степень доктора музыки Кембриджского университета. Интенсивную композиторскую деятельность Григ совмещал с гастрольными поездками в города Франции, Германии, Англии (в 1899г. он отказался выступать в Париже в знак протеста против дела Дрейфуса)
Своеобразие творчества Грига основано на широком использовании элементов народной музыки. "...Я черпал из богатой сокровищницы народных норвежских песен,- писал он,- и пытался создать национальное искусство из этого до сих пор неосознанного источника народной души". В произведениях Грига находят отражение народные сказания и легенды, песни и танцы; композитор рисует в них картины норвежской природы. "В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное..." так писал Чайковский о музыке Григе.
Григ создал большое количество превосходных песен и фортепианных пьес. В числе последних - соната, десять тетрадей "Лирических пьес", циклы "Картины народной жизни", "Норвежские крестьянские танцы" и многие другие.
Большой популярностью пользуются камерные сочинения Грига - его три сонаты для скрипки и фортепиано (особенно 1-я и 3-я), соната для виолончели и фортепиано, струнный квартет. Превосходный пианист, Григ написал фортепианный концерт ля-минор, получивший широкое распространение во всем мире.
Из симфонических произведений Грига всеобщее признание получили сюита "Сигурд Крестоносец" и особенно две сюиты из музыки к пьесе Ибсена "Пер Гюнт" (вся музыка состоит из 23 номеров).
Значение Грига исключительно велико в истории не только норвежской и скандинавской, но и всей мировой музыки. Его произведения оказали огромное влияние на творчество последующих поколений скандинавских композиторов.
Соч.: опера "Улаф Трюгвассон" (1873, неоконченная); для оркестра - увертюра "Осенью" (1866-68), Четыре норвежских танца (1881),. сюита "Из времен Хольберга" (1885), Симфонические танцы (1898), 2 симфонические пьесы, Похоронный марш памяти Р.Нурдрока, транскрипции своих фортепианных и вокальных произведений - Лирическая сюита, 2 элегические мелодии, 2 норвежские мелодии, 2 песни; концерт для фортепиано с оркестром (1868); струнный квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепиано; соната для виолончели и фортепиано, пьесы для фортепиано, Романс с вариациями для 2 фортепиано; около 125 песен, хоры; музыка к пьесе Бьёрнсона "Сигурд Крестоносец" (1872; сюита для оркестра составлена в 1892), к пьесе Ибсена "Пер Гюнт" (1876), опера "Улаф Трюгвассон" (1873, неокончена); "Берглиот" - для чтеца и оркестра. (1871).
Лит.: Григ Э., Избранные статьи и письма, М., 1966;
Лейтес Р., Песни Грига, М., 1966;
Финдейзен Н., Э.Григ, П.-М., 1908;
Музалевский В., Э.Григ, Л., 1935;
Асафьев Б., Григ, М.-Л., 1948;
Кремлев Ю., Эдвард Григ, М., 1958;
Левашева О., Э.Григ, М., 1962;
D. Моnгad Johansen D., E.Grieg, Oslo, 1956.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|