|
Керубини (Cherubini) Луиджи (14.09.1760, Флоренция - 15.03.1842, Париж)
- итальянский композитор. Учился у отца, театр, чембалиста и у других флорентийских музыкантов. Закончил музыкальное образование в Болонье под руководством Дж.Сарти, который поручал Керубини писать отдельные номера для своих опер, что практически подготовило его к деятельности оперного композитора. В 1779г. поставлена первая опера Керубини "Квинт Фабий" (впоследствии переработана). В период 1780-85гг. Керубини написал ряд произведений в традиционных формах неаполитанской оперы.
В 1786г. Керубини переехал в Париж, где окончательно обосновался в 1788г. Знакомство с творчеством Баха, Генделя, Гайдна расширило музыкальный кругозор Керубини, изучение эстетики французской оперы значительно углубило и обогатило его стиль. Всегда стремившийся к решению сложных драматических задач, Керубини синтезировал приемы глюковской драматургии и национальные традиции итальянской оперы. В 1788г. он поставил оперу "Демофон", в которой певучесть вокальных партий сочетается с драматизмом партии оркестра, динамичностью и силой контрастов.
В период революции 1789г. Керубини писал песни, гимны ("Гимн Пантеону", "Гимн братству"), музыку для революционных торжеств, главным образом траурного характера ("Похоронный гимн памяти генерала Гоша" и др.).
В 1790-е гг. талант Керубини раскрылся полностью. Он один из создателей жанра "оперы спасения", в которой господствует тема борьбы с тиранией, идеи самопожертвования, дружбы, любви. Первая опера Керубини "Лодоиска" (постановка 1791г.) имела огромный успех и прошла в течение одного сезона свыше 200 раз. Та же тема героической самоотверженной любви разрабатывается в опере "Элиза" (постановка 1794г.); видное место в ней занимают народно-песенные элементы. Фольклорные мелодии как средство характеристики Керубини применяет в наиболее известной своей опере "Два дня" (постановка 1800; в Германии и России шла под названием "Водовоз"), в которой он создал благородные образы людей из народа. Мелодии савояров, лейтмотивы, включение в оркестр народных инструментов, широко развитые ансамбли при необычайной легкости и прозрачности стиля - таковы отличительные черты этой оперы Керубини.
Особое место в оперном творчестве Керубини занимает "Медея" (постановка 1797г.); трагическое величие и широта форм делают ее одной из наиболее выдающихся опер 18в. Брамс считал "Медею" самым совершенным образцом оперно-драматической музыки. К числу значительных произведений Керубини относится и опера "Фаниска" (постановка 1806г.; Вена).
После 1810г. Керубини все реже обращался к оперному творчеству (хотя одна из его лучших опер "Абенсераги" написана и поставлена в 1813г.), уделяя основное внимание церковной музыке. Большой мастер полифонического и вокального письма, он создал в этой области ряд выдающихся произведений.
С основания Парижской консерватории (1795) Керубини был одним из ее инспекторов и преподавателей, а в 1822-44гг. - директором. Он автор "Курса контрапункта и фуги" и других учебников. В 1815г. Керубини был избран членом Института Франции. Керубини по-новому развил глюковские традиции оперной драматургии. Его оперные увертюры сыграли значительную роль в эволюции инструментализма 18в. (увертюры Керубини высоко ценил Глинка). Некоторые героические, рельефные темы и приемы развития предвещают бетховенские. Во многих отношениях Керубини является связующим звеном между классицизмом 18в. и романтиками. Значительно его влияние на Вебера, Мейербера и др. композиторов 19в.
Соч.: 27 опер, 2 пастиччо; балет; для оркестра - симфония (1815), увертюра, марш, танцы; струнный квинтет, 6 струнных квартетов, пьесы для фортепиано, в т.ч. 6 сонат; 11 месс, 2 реквиема и другие церковные произведения, гимны, песни.
Лит.: Радиге А., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, М., 1934 (с.98-128);
Асафьев Б., Глинка (добавление: О французской классической увертюре и в особенности об увертюрах Керубини), М.-Л., 1950;
Александрова В., Л.Керубини, "Советская Музыка" 1960, №10;
Hohenemser R., L.Cherubini, sein Leben und seine Werke, Leipzig, 1913;
Quatrelles L'Epine M., Cherubini. Notes et documents inedits, Lille, 1913;
Schemann L., Cherubini, Stuttgart, 1925;
Confalonieri G., Prigionia d'un artista, vol.1-2, Milano, 1948.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|