|
Барток (Bartok) Бела (25.03.1881, Надьсентмиклош, Трансильвания - 26.09.1945, Нью-Йорк)
- венгерский композитор и пианист. Первоначальное музыкальное образование получил у родителей - музыкантов-любителей. С 11 лет Барток публично выступал как пианист и композитор. После переезда в Братиславу Барток брал уроки игры на фортепиано у Л.Эркеля, сына знаменитого композитора. По окончании средней школы Барток поступил в Будапештскую музыкальную академию, где занимался по классу фортепиано у И.Томана и композиции у Я.Кесслера. Продолжая традиции Листа и Эркеля, Барток создал в 1903 свое первое крупное произведение - симфоническую поэму "Кошут", посвященную революции 1848 года. В 1907-34гг. Барток был профессором Будапештской музыкальной академии по классу фортепиано В 1920-е гг. Барток много выступал с исполнением собственных произведений во Франции, Англии, Германии, США; в 1929г. гастролировал в СССР. В 1934г. Барток работал в Венгерской Академии наук. В период фашистской диктатуры в Венгрии вынужден был эмигрировать и с 1940г. жил в Нью-Йорке.
Барток проявлял большой интерес к музыкальному фольклору; наряду со своим другом 3.Кодаем он был виднейшим собирателем и исследователем народной музыки стран Юго-Восточной Европы. Помимо венгерской, Барток записывал и изучал также румынскую, словацкую, сербскую, болгарскую, украинскую, арабскую и турецкую народную музыку. Барток опубликовал сборники венгерских народных песен, румынских народных песен, песен венгров Трансильвании, исследования о музыкальном фольклоре народов Югославии, о народной музыке арабов и др.
На основе народной музыки Барток выработал свой творческий стиль, характеризующийся интересным мелодическим рисунком, смелыми гармониями, оригинальными ритмами. Своеобразие музыкального стиля Барток проявилось в его оркестровых произведениях (2-я сюита, дивертисмент для струнного оркестра, Концерт для оркестра, 3-й фортепианный концерт и др.), также в фортепианных и вокальных сочинениях. Много внимания уделял Барток и камерной музыке. К наиболее популярным произведениям композитора можно от нести 6 румынских танцев для фортепиано, получивших широкую известность благодаря скр. транскрипции 3.Секея, и Allegro Barbaro (Варварское аллегро) для фортепиано.
Барток принадлежал к числу прогрессивных деятелей венгерской культуры, отдавших свои силы пропаганде народного музыкального искусства. В 1948г. ему посмертно присуждена Премия имени Кошута, в 1955г. - Международная премия мира.
Соч.: одноактная опера "Замок герцога Синяя Борода" (по пьесе М. Метерлинка "Ариана и Синяя борода", 1911; постановка 1918); балет (мимодрама) "Деревянный принц" (постановка 1917); пантомима - "Чудесный мандарин" (1919; постановка 1926); для оркестра - "Скерцо" (1902), "Бурлеска" (1904), 2 сюиты (1905, 1907), Два портрета (1907), Две картины (1910), 4 пьесы (1912), танцевальная сюита (1923), 5 венгерских народных песен (1931), Венгерские картины (1931), концерт для орк. (1943), Музыка для струн., ударных и челесты (1936), Дивертисмент для струнного оркестра. (1939), 3 концерта для фортепиано с оркестром (1926, 1931, 1945), рапсодия для фортепиано с оркестром (1904), концерт для 2 фортепиано с оркестром (1941), концерт для скрипки с оркестром (1938), 2 рапсодии для скрипки с оркестром (1928), концерт для альта с оркестром (1945); фортепианный квинтет, 6 струнных квартетов, рапсодия для кларнета, скрипки и фортепиано, 2 сонаты для скрипки и фортепиано, соната для скрипки соло, много произведений для фортепиано, в т.ч. 2 сонаты, серия фортепианных пьес "Микрокосмос"; "Светская кантата" (1930), хоры, песни, обработки народных песен для голоса и фортепиано, для хора.
Лит.: Барток Б., Автобиография, "Современная музыка", 1925 №7;
Веприк А., Творчество Бартока и проблема фольклора, "Музыка и Революция" 1928 №6;
Сабо Ф., В защиту Б.Бартока, "Советская Музыка" 1950 №11;
Мартынов И., Б.Барток, М. 1956;
Нестьев И., Б.Барток в России, "Советская Музыка" 1961 №12;
Нестьев И., "Советская Музыка" 1965, №7;
Нагaszti E., В.Bartok, P. 1949;
Morenax S, B.Bartok.., P. 1955;
Bartok., Weg und Werk, Leipzig 1957 (с ното- и библиографией);
Ujfalussi J., В.Bartok, Budapest 1965.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|