|
Фибих (Fibich) Зденек (21.12.1850, Вшеборжице - 15.10.1900, Прага)
- чешский композитор. Музыкальное образование получил в Праге у 3.Колешовского и в Лейпцигской консерватории, где его учителями были И.Мошелес (фортепиано), К.Рихтер и Я.Ядассон (композиция). В 1870г. возвратился на родину; вся дальнейшая жизнь Фибиха связана с Прагой; лишь в 1873г. он около года прожил в Вильне, где преподавал в музыкальном училище. В 1876г. Фибих был приглашен вторым дирижером в Пражский Национальный театр. В 1878-81г. возглавлял русский церковный хор.
В своем оперном творчестве Фибих сочетал национально-реалистические традиции Сметаны с принципами вагнеровской музыкальной драматургии. Большая часть опер Фибиха построена на сюжетах чешских народных сказаний, легенд, эпизодов из истории чешского народа. Таковы его наиболее известные оперные произведения "Бланик" (постановка 1881г.) и "Шарка" (постановка 1897г.), написанные по мотивам национального эпоса. Музыка этих опер отличается большой эмоциональностью, правдивой обрисовкой человеческих переживаний, богатством гармонического языка и явно выраженным национальным колоритом. Эти же качества присущи и многим страницам других произведений Фибиха. В остальных операх он использовал сюжеты из мировой классической литературы. Так, на сюжет Шиллера написана опера "Мессинская невеста" (постановка 1884г.), по драме Шекспира - опера "Буря" (постановка 1895г.), по поэме Байрона "Дон-Жуан" - опера "Геда" (постановка 1896г.); на сюжет из греческой мифологии Фибих написал монументальную трилогию "Гипподамию". Симфоническая и камерная музыка Фибиха говорит о его склонности к романтизму, близкому по духу Шуману и Листу.
Фибих занимался и педагогической деятельностью, преподавая главным образом игру на фортепиано. В числе его учеников К.Коваржовиц, О.Острчил, 3.Неедлы.
Фибих справедливо считается достойным преемником и продолжателем передового национального музыкального искусства, основу которого заложили в чешской музыке Сметана и Дворжак. "Поэт чешской природы, чешской души" - называл Фибиха музыковед 3.Неедлы.
Соч.: оперы (все поставлены в Праге), в т.ч. - "Буковина" (1874), трилогия "Гипподамия" ("Сватовство Пелопса" - 1890, "Примирение Тантала" - 1891, "Смерть Гипподамии" - 1891), "Падение Арконы" (1900); для оркестра - 3 симфонии (1883, 1893, 1898), симфонические поэмы - "Отелло" (1873), "Забой, Славой и Людек" (1873), "Томан и лесная фея" (1875), "Буря" (1880), "Весна" (1881), "Под вечер" (1893), увертюры - "Пражский еврей" (1871), "Ночь в Карлщтейне" (1886), "Коменский" (1892), "Олдржих и Божена" (1898); квинтет для фортепиано, скрипки, виолончели, кларнета и валторны, 2 струнных квартета, фортепианый квартет, фортепианные пьесы, в т.ч. цикл "Настроения, впечатления и воспоминания", содержащий 376 пьес; хоры в сопровождении оркестра; мелодрамы - "Рождественский день" (1875), "Вечность" (1878), "Водяной2 (1883), "Хакон" (1888)
Лит.: Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики М. 1951 (с.310-316, 422-436);
Nеjedlу Z., Z.Fibich. Zakladatel scenicketo melodramato, Praha 1900;
Bartos J., Z.Fibich, Praha 1913;
Rektorys A., Z.Fibich, Praha 1951-52, (2 тт.);
Jiranek J., Z.Fibich, Praha 1963/
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|