AZ-libr.ру

информационный портал





Скарлатти Доменико [26.10.1685-23.07.1757]

Скарлатти (Scarlatti) Доменико (26.10.1685, Неаполь - 23.07.1757, Мадрид)
       - итальянский композитор и клавесинист. Сын и ученик Алессандро Скарлатти. Уже с 16 лет состоял органистом и композитором Королевской капеллы в Неаполе. В 1703г. здесь же были поставлены первые две его оперы. В 1705г. отец Скарлатти послал его в Венецию обучаться у Ф.Гаспарини. Вскоре Скарлатти стал выдающимся клавесинистом. В 1709г. был в Риме, где подружился с Генделем, который помогал ему совершенствоваться в игре на органе; в свою очередь Скарлатти давал Генделю указания по игре на клавесине. В 1709-14гг. придворный музыкант польской королевы, жившей в те годы в Риме; для ее театра Скарлатти написал 7 опер и ораторию. С 1714г. регент капеллы святого Петра в Риме. С 1719г. или 1720г. после кратковременного пребывания в Лондоне возглавлял Королевскую капеллу в Лисабоне и одновременно давал уроки музыки португальской принцессе; для нее Скарлатти написал свои известные первые сонаты, названные автором "экзерсисы для клавесина" (опубликованы в 1738г.). С 1729г. служил придворным музыкантом в Севилье и затем в Мадриде. Скарлатти сыграл значительную роль в развитии испанской инструментальной музыки; виднейшие испанские композиторы того времени были его учениками и в их числе А.Солер.
       Хотя Скарлатти писал также оперы, кантаты, церковные произведения, в историю музыки он вошел как автор сонат для клавесина, до наших дней занимающих почетное место в репертуаре пианистов. Мало обращаясь к контрапунктическим формам, Скарлатти создавал мелодичные, полные блеска, темперамента виртуозные одночастные сонаты, вернее, токкаты в форме сонатного аллегро, напоминающие по жизнерадостности итальянскую буффонаду. Во многих сонатах Скарлатти проходят танцевальные темы. Скарлатти справедливо считается основоположником современной фортепианной техники; он первым начал широко применять перемену пальцев при повторении нот, скрещивание рук, скачки более чем на октаву и другие технические приемы, явившиеся новыми для того времени. Сонаты Скарлатти оказали влияние на формирование фортепианного стиля Ф.Э.Баха и Й.Гайдна. Полное собрание пьес для клавесина Скарлатти издано в 11 тт. под ред. А.Лонго (Милан, 1906).
       Соч.: свыше 10 опер, в т.ч. (даты постановок) - "Октавия" (1703), "Сильвия" (1710), "Птоломей и Александр" (1711), "Ифигения в Авлиде" (1713), "Ифигения в Тавриде" (1713), "Гамлет" (1715) и др.; 555 сонат для клавесина; серенады, кантаты, 2 мессы, 2 Miserere, Stabat mater и др.
       Лит.: Кузнецов К., Эскизы о Доменико Скарлатти, "Советская Музыка" 1935 №10;
       Друскин М., Клавирная музыка, Л., 1960 (с.192-201);
       Longo A., D. Scarlatti e la sua figura nella storia della musica, Napoli 1913;
       Valabrega C., D.Scarlatti, il suo secolo, la sua opera, Parma 1955;
       Kirkpatrick R., D.Scarlatti, L. 1953.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:30:44 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"