|
Мейербер (Meyerbeer) Джакомо (настоящие имя и фамилия Якоб Либман Бер; Liebmann Beer) (5.09.1791, Тасдорф, Берлин - 2.05.1864, Париж)
- немецкий композитор. Игре на фортепиано обучался у Ф.Лауска и М.Клементи; по композиции ученик К.Ф.Цельтера, А.Б.Вебера и аббата Г.Фоглера, у которого занимался в одно время с К.М.Вебером. С 7-летнего возраста Мейербер уже выступал публично как пианист. 20 лет Мейербер сочинил первую оперу "Клятва Иевфая", поставленная в 1812г. в Мюнхене. Его следующая опера (зингшпиль) "Хозяин и гость" (постановка 1813г.) исполнялась (под названием "Алимелек") в нескольких немецких и чешских городах.
По совету А.Сальери Мейербер отправился в 1815г. в Италию, где в эти годы царил Россини. Мейербер удачно подражал стилю его драматических опер. Итальянские театры охотно ставили оперы Мейербер. Большое впечатление на него произвела встреча в Берлине в 1824г. со старым другом К.М.Вебером, который критически отнесся к итальянскому стилю произведений Мейербера. В 1827г. Мейербер переехал в Париж и вскоре начал работу над оперой "Роберт-дьявол", написанной уже во французском стиле. (Современники говорили про Мейербер, что у него солидность гармонии немца, плавность мелодии итальянца и пикантность ритма француза) Премьера оперы "Роберт-дьявол" в Париже (1831) прошла с сенсационным успехом. Мейербер нашел идеального для себя либреттиста в лице популярного драматурга Э.Скриба. С триумфом парижане встретили в 1836г. следующую оперу на либретто Скриба "Гугеноты" - лучшее произведение композитора. Религиозные войны католиков и протестантов в 16в. во Франции с трагической Варфоломеевской ночью дали возможность авторам создать блестящий спектакль с динамичными контрастами, с нагромождением всевозможных сценических эффектов. Мейербер стал в Париже законодателем музыкальной моды, стилю его музыки подражали многие композиторы.
С конца 1830-х гг Мейербер разъезжал по разным городам для постановок своих опер. В 1842г. он снова в Берлине, где ему был предложен пост генерального музыкального директора вместо Спонтини. Четыре года Мейербер интенсивно работал здесь как оперный и симфонический дирижер; при нем значительно повысилась музыкальная культура спектаклей. Мейербер привлекал молодых композиторов, в т.ч. Вагнера, оперы которого Мейербер широко пропагандирует. В одном из своих симфонических концертов Мейербер исполнил трио из оперы "Иван Сусанин" М.И.Глинки. Но Мейербер тяготился обстановкой немецкой придворной оперы. С 1847г. он жил в столице Франции. Через два года здесь с колоссальным успехом прошла премьера его оперы "Пророк" из эпохи крестьянского восстания нидерландских анабаптистов в 16в. На русской сцене шла как "Иоанн Лейденский". Хотя в основе сюжета оперы острый социальный конфликт, основное внимание авторы уделяют любовным переживаниям героев; это и является характерной чертой всех произв Мейербера.
В 1854г. состоялась премьера оперы Мейербера "Северная звезда"; фактически это переделка старого произведения "Лагерь в Силезии" (постановка 1844г.) с новым либретто Скриба. Действие спектакля было перенесено из Германии в Россию; героем оперы вместо Фридриха II стал Петр I (Любопытно, что когда по цензурным условиям в Петербурге место действия было перенесено в Швецию, то героем стал шведский король Эрик.)
При жизни Мейербер последним его триумфом была премьера комической оперы "Динора" (постановка 1859г., Париж) на текст Барбье и Карре. Мейербер усиленно работал над сочинением романтической оперы с экзотическим сюжетом "Африканка", но ему не удалось дожить до ее постановки (1865, Париж).
Мейербер считается творцом французской "большой оперы", к жанру которой принадлежат его наиболее известные оперы: "Роберт-дьявол", "Гугеноты", "Пророк" и "Африканка". Этими произведениями Мейербер создает эталон для романтических опер на исторический сюжет с элементами занимательности и мелодрамы, отличающихся пышной зрелищностью, с шествиями и танцами в 3-м акте, с драматическим дуэтом в предпоследнем 4-м акте и т.п. "При кажущейся художественной беспринципности и в известной мере бесспорном эклектизме Мейербер создал в музыкальном театре свой стиль большой, помпезной, "обстановочной" оперы с характерной драматургической композицией и индивидуальными оркестровыми приемами",- писал И.И.Соллертинский, сравнивая оперы Мейербера по увлекательности с "Тремя мушкетерами" А.Дюма. Ставя на первое место угождение вкусам публики, Мейербер в то же время пытался обновить мелодический и гармонический язык своих опер. Отдельные арии из них и поныне входят в вокальный репертуар. Значительный интерес представляют и разнообразные оркестровые находки Мейербера.
Хотя виднейшие музыканты - современники Мейербера (Вагнер, Шуман, Берлиоз, Серов и др.) отрицательно относились к его творчеству, оперный стиль Мейербера оказал исключительное влияние как на современников, так и на последующее поколение композиторов. Отзвуки его музыки можно обнаружить и в ранних операх наиболее горячего противника Мейербера - Вагнера, у Доницетти, молодого Верди, Обера, Галеви, Серова (опера "Юдифь") и др.
Соч.: (кроме упомянутых) оперы (даты постановок) - "Адмирал, или Потерянный процесс" (вместе с Г.Фоглером, 1811), "Ромильда и Констанца" (1817), "Узнанная Семирамида" (1819), "Эмма Ресбургская" (1819), "Маргарита Анжуйская" (1820), "Изгнанник из Гренады" (1822), "Крестоносец в Египте" (1824), "Бранденбургские ворота" (1814-24), для оркестра - 4 факельных танца, марш к годовщине рождения Ф.Шиллера, увертюры, марши и другие пьесы написанные "на случай", фортепианные пьесы (юношеские), кантаты, в т.ч. "Гутенберг", оды, псалмы, хоры, песни и др., музыка к спектаклям, в т.ч. "Струэнзе" М.Бера (брат композитора)
Лит.: П.М., О Мейербере, "Русская Музыкальная Газета" 1914г. №18/19;
Кремлев Ю., Дж. Мейербер, Л., 1936;
Соллертинский И., Дж.Мейербер, Музыкально-исторические этюды, Л., 1956;
Карр J. , G. Meyerbeer, В., 1930;
Dauriac L., Meyerbeer, P., 1930.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|