|
Бах (Bach) Иоганн Себастьян (21.03.1685, Эйзенах - 28.07.1750, Лейпциг)
- немецкий композитор. Предками Бах были музыканты - органисты, капельмейстеры, служившие в различных немецких городах. Его отец Иоганн Амброзиус был альтистом, старший брат Иоганн Кристоф - органистом, учеником И.Пахельбеля. Когда десятилетний Бах остался сиротой, заботы о нем взял на себя Иоганн Кристоф, живший тогда в Ордруфе. Под руководством брата начались музыкальные занятия Баха.
Не желая быть в тягость брату, у которого была большая семья, а доходы весьма малы, Бах в возрасте 15 лет переехал в город Люнебург и поступил на службу в церковную капеллу в качестве певчего. Одновременно он занимался в общеобразовательной школе. В местной библиотеке Бах знакомился с рукописями сочинений известных немецких и итальянских композиторов, причем интересующие его произведения он полностью переписывал и затем тщательно изучал. Большое значение для Бах имело его сближение с органистом Г.Бемом, автором органных прелюдий и клавирных пьес, которые оказали некоторое влияние на становление инструментального стиля Бах
Необеспеченное материальное положение не давало Баху возможности продолжать образование. В те годы жизнь музыкантов была очень тяжелой; они должны были служить в церковных капеллах или при княжеских дворах, т.е. находились почти на положении прислуги. Не избежал этого и Бах; около 20 лет он вынужден был переезжать из города в город в поисках приемлемых условий. В 1703г., около года, он служил скрипачом придворного оркестра в Веймаре. Недовольный условиями работы, Бах переехал в 1704г. Арнштадт, где получил место церковного органиста. Здесь он мог уделять достаточно времени развитию своего полнительского мастерства (в "Новой церкви", где служил Бах, был отличный орган), много занимался сочинением музыки. Уже в своих ранних произведениях Бах проявил исклютельное композиторское дарование. Он писал кантаты (самое раннее из сохранившихся крупных произведений Бах - духовная кантата "Ты не оставишь души моей в аду", о которой В.Вольфрум, биограф Бах, писал, что "...эта смелая юношески огненная кантата не уступает ни в чем крайним дерзаниям современной школы"), программно-образительную сюиту "Каприччио на отъезд любимого брата" и др. сочинения. Внимательно изучая произведения лучших органных композиторов того времени - И.А.Рейнкена, И.Пахельбеля, Д.Букстехуде (получив отпуск, Бах пешком лравился в Любек, чтобы послушать в воскресных концертах сочинения Букстехуде), Бах делал органные обработки хоралов, писал различные пьесы для органа. Уже в юношеские годы Бах проявлял огромную трудоспособность, сранившуюся у него до конца жизни. Из-за конфликта с начальством, недовольным "новшествами", вводимыми Б. во время церковной службы (ему криминировалось то, что он "вводил в хорал много странных вариаций и примешивал к нему чуждые звуки"), покинул Арнштадт и поселился в Мюльхаузене, где же занимал место церковного органиста, но уже через год он уехал в Веймар.
Во время 9-летнего пребывания в Веймаре (до 1717г.), где Бах занимал должность придворного органиста камерного музыканта", а с 1714г. и концертмейстера, он больше времени посвящал композиторской деятельности. Он продолжал изучение творчества немецких и итальянских композиторов, знакомился с сочинениями французских музыкантов; многие из их произведений Бах переложил для клавира или органа. В эти годы Бах выступал как исполнитель органе и клавире, и вскоре он стал известен в Германии как один из лучших виртуозов. Бах часто приглашали в такие крупные города, как Дрезден, Халле, Лейпциг. В 1717г. в Дрездене должно было происходить состязание в игре на клавире между Бах и известным французским клавесинистом Л.Маршаном. Однако француз, прослушав предварительно игру Бах, ночью тайно покинул город, отказавшись от выступления.
Но ни победа Бах над знаменитым музыкантом, ни его известность не упрочили положения Баха в Веймаре. Даже когда здесь освободилось место капельмейстера капеллы, то против ожидания Баха эту должность предложили не ему, а какому-то малоодаренному музыканту. Когда же возмущенный Бах попросил отпустить его из капеллы, то веймарский герцог приказал арестовать великого композитора за непочтительность. После освобождения из-под ареста Бах в 1717г. поселился в Кетене, где работал "дирижером и директором камерной музыки" при дворе принца Леополь-Период пребывания Б. в Веймаре и Кетене можно считать началом расцвета его творчества. Здесь им было создано, помимо светских кантат, значительное количество органных произв. (пассакалья, токката и фуга ре минор и др., духовных кантат), I том знаменитого "Хорошо темрированного клавира", являющегося сейчас настольной книгой каждого музыканта, Бранденбургские концерты, Французские сюиты, Английские сюиты, Инвенции и др.
Жизнь в небольших немецких городах начала тяготить Баха. Его тянуло к крупным музыкальным центрам Германии. К тому же он хотел дать хорошее образование своим сыновьям, что было возможно лишь в университетском городе. Безуспешно пытался Бах получить место органиста в одной из церквей Гамбурга. С большим трудом он добился должности кантора школы св.Фомы в Лейпциге, освободившейся после смерти И.Кунау. После того как от этого места отказались "более знаменитые" композиторы Г.Телеман и X.Граупнер, магистрат города должен был "довольствоваться музыкантом среднего достоинства" и пригласил Баха.
В 1723г. Бах вместе со своей многочисленной семьей (он был дважды женат; от первого брака у него было 4 ребенка и от второго - 17) окончательно обосновался в Лейпциге, где прожил до конца жизни. Помимо работы кантором, Бах служил органистом в крупнейших церквах города. В 1729-40гг. он возглавил "Музыкальную коллегию" - общество, ведавшее концертной жизнью Лейпцига. Нередко композитор сам выступал в этих концертах и как дирижер, и как солист. Для этих же концертов он писал оркестровые сюиты, инструментальные концерты, светские кантаты. Лейпцигский период творчества Баха был особенно плодотворен. За это время были созданы II том его "Хорошо темперированного клавира", си-минорная месса, Итальянский концерт, ряд органных сочинений. Большинство его кантат также относится к этому периоду. В последние годы жизни Бах написал два монументальных цикла для клавира - "Музыкальное приношение" и "Искусство фуги".
Во многих городах Германии была хорошо известна разносторонняя деятельность Бах как музыканта, пользовавшегося большим авторитетом, исполнителя, педагога - (в числе учеников Баха - его сыновья Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануил и Иоганн Кристоф, И.Ф. Агрикола, И.Т.Гольдберг - отличный клавесинист, для которого Бах написал свои 30 вариаций, Г.А.Гомилиус, Ф.Кирнбергер, И.X.Китель, И.Т.Кребсидр.). Однако Бах как композитора знал лишь узкий круг его друзей и почитателей. При жизни произведения его почти не издавались, многие из них были утеряны. Ослепший к концу жизни, Бах скончался, не получив у современников признания. Виднейшим композитором из баховской семьи считался в те годы не Иоганн Себастьян, а его сын Филипп Эммануил. Бах даже не смог обеспечить свою семью; после его смерти вдова Баха умерла в доме призрения, младшие дети были на грани нищеты.
Лишь после смерти Баха постепенно вырос интерес к его творчеству, а спустя 80 лет его музыка получила, наконец, исключительное распространение. Очень много для всесторонней пропаганды творчества Баха сделал Ф.Мендельсон, благодаря которому в 1829г. в Берлине с необычайным успехом были исполнены "Страсти по Матфею". В 1850г. в Лейпциге было основано Баховское общество, поставившее своей задачей изучение и публикацию всех сочинений великого композитора. (Одним из инициаторов этого общества был Р.Шуман.) В 1851-1900гг. издано полное собрание сочинений Баха в 47тт.
Музыкальное наследство Баха чрезвычайно богато и разнообразно. За исключением оперы, он творил во всех современных ему жанрах. Такие его вокальные произведения, как "Магнификат" (1723), Месса си- минор (1733-38) - одно из капитальнейших сочинений Баха, изобилующее пленительными ариями, драматическими хорами, трогательными хоралами, "Высокая месса" (1730), "Страсти по Иоанну" (1723), "Страсти по Матфею" (1729) и др., принадлежат к лучшим достижениям мирового хорового искусства. Хотя эти композиции написаны на евангельские тексты, они по характеру трактовки сюжетов выходят за рамки церковной музыки. С исключительной силой композитор передает в них реальные человеческие чувства и переживания. Бах, претворяя в них мотивы героической борьбы и победы ("Магнификат"), создал исключительные по впечатлению образы скорби народа. В вокальных произведениях Бах разрабатывает не только народно-песенные мелодии, но и темы танцевального характера в ариях, симфонических эпизодах. Среди светских кантат Баха, написанных на случай, - "Деревенская", исполняющаяся от лица двух саксонских крестьян, "Кофейная", высмеивавшая увлечение новым напитком кофе, "Охотничья" - одно из первых сочинений Бах в этом роде и др.
В ряду инструментальных произведениях Бах основное место занимает клавирная и органная музыка. 2 тома его "Хорошо темперированного клавира" поражают непревзойденным контрапунктическим мастерством. Каждый том содержит по 24 прелюдии и фуги во всех мажорных и минорных тональностях (I том закончен в 1722г., IIт. - в 1744г.). В этом произведении, как писал А.Г.Рубинштейн, "вы найдете фуги религиозного, героического, меланхолического, величественного, жалобного, юмористического, пасторального, драматического характера; в одном только они сходны - в красоте. И к тому прелюдии - прелесть, совершенство, разнообразие которых просто изумительно". Для клавира же Бахом написано несколько концертов в сопровождении оркестра, 2 сонаты, фантазия, в т.ч. "Хроматическая фантазия и фуга" (А.Н.Серов называет ее "одним из могущественнейших клавесинных произведений" Баха), 7 токкат, вариации, включая "Арию с 30 вариациями" ("Гольдберг-вариации"), инвенции, прелюдия, "Итальянский концерт" - единственный концерт Баха, написанный для клавира соло без инструментального сопровождения, сюиты. Большая часть сюит Баха объединена в три сборника. Первый сборник - "Французские сюиты" - составлен из пьес, в основном связанных с французскими танцами (куранта, гавот, менуэт, бурре и др,); следующий сборник - "Английские сюиты" (есть предположение, что сборник составлен по заказу любителя музыки - англичанина); третий сборник - партиты - небольшие пьесы танцевального характера (аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и др.).
В числе органных произведений Бах - хоральные прелюдии, хоралы, прелюдии и фуги, пассакальи, токкаты Эти композиции относятся к лучшим произведениям мировой органной литературы. Красота, стройность формы, ясность развития, глубина содержания - характерные черты баховского стиля - полностью проявились в органных сочинениях Баха "Симфоническими поэмами и миниатюре" назвал М.Регер органные прелюдии Баха. Многие его органные произведения вошли и в концертный репертуар пианистов благодаря транскрипциям Ф.Листа, Чаузига, Ф.Бузони, д'Альбера и др
Бах был не только превосходным исполнителем на клавире и органе, но и отличным скрипачом. Он оставил такие значительные произведения для скрипки, как концерты, 3 сонаты и 3 партиты для скрипки соло (особенно популярна чакона из ре-минорной партиты, написанная в вариационной форме,- замечательный образец скрипичного стиля Баха), 6 сонат для скрипки и клавира (Т.Н.Ливанова пишет, что "величайшим новшеством и лучшей особенностью этих сонат является их развитой, непосредственно выразительный мелодический стиль").
Заслуженной известностью пользуются и оркестровые произведения Бах - 4 сюиты, построенные на танцевальных формах, и особенно 6 Бранденбургских концертов, созданных в 1721г. по заказу бранденбургского маркграфа и имевших большое значение в истории симфонической музыки; концерты написаны для инструментального ансамбля в различных сочетаниях с солирующими инструментами.
Большое место в творчестве Баха занимают народные элементы. Т.Н.Ливанова указывает, что творчество Баха, с одной стороны, связано через протестантский хорал с народно-песенными мелодическими истоками, а с другой - "оно вообще поднимается до выражения чувств и мыслей, близких народным массам, но передает их в философски углубленной, опоэтизированной форме". В своих произведениях Бах использовал и мелодии популярных песен, например в Деревенской кантате"; некоторые части его сюит носят ярко выраженный народно-плясовой характер.
Творчество Бахаявляется вершиной полифонического стиля и в этом смысле представляет собой монументальный итог развития европейской музыки на протяжении нескольких веков. Вместе с тем не случайно то, что Бетховен называл Баха "праотцем гармонии", "бессмертным богом гармонии". Действительно, Бах, как никто до него, воплотил в своем творчестве единство мелодии и гармонии и в рамках полифонического стиля прокладывал новые пути, привед шие в конечном итоге к рождению новых форм и средств музыкальной выразительности, развитых впоследствии великими композиторами новой исторической эпохи. Благотворное влияние Баха сказывается и в наши дни. Творения великого художника-гуманиста продолжают восхищать слушателей силой, яркостью, свежестью и глубиной мысли, правдивостью образов и чувств.
Наследие Баха оказало огромное влияние на развитие не только немецкой, но и всей мировой музыки. Очень высоко ценили его творчество и русские композиторы-классики - Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев и многие др. И в наши дни произведения Бах занимают почетное место в советской музыкальной жизни.
Соч.: для оркестра - 6 Бранденбургских концертов, 4 сюиты (увертюры), 7 концертов для клавира с оркестром, 3 концерта для 2 клавиров с оркестром, 2 концерта для 3 клавиров с оркестром, концерт для 4 клавиров с оркестром, 2 концерта для скрипки с оркестром, концерт для 2 скрипок с оркестром, концерт для клавира, флейты и скрипки с оркестром; 6 сонат (партит) для скрипки соло, 6 сюит (сонат) для виолончели соло, инструментальные сонаты, произведения для органа, для клавира; мессы, пассионы, многие духовные и светские кантаты, хоралы, магнификаты, мотеты, псалмы и др.
Лит.: Вольфрум Ф., И.С.Бах, М.1912;
Швейцер А., И.С.Бах, М. 1964 (с подробной библиографией);
Ливанова Т. Музыкальная классика XVIII века, М.-Л. 1939;
Ливанова Т., Музыкальная драматургия И.С.Баха и ее исторические связи. ч.1, М.- Л. 1948;
Xубов Г., Себастьян Бах, М. 1963;
Spitta P., J S Bach, Bd 1-2, Leipzig 1930;
Е.Paccagnel la, J.S.Bach, R. 1962;
Sсhmieder W., Thematisch-systematisches Verzeichnis der musikahschen Werke von J.S.Bach, Leipzig 1961. Melodic index to the works of I. S. Bach, NY, I962
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|