Мендельсон-Бартольди Феликс Якоб Людвиг [03.02.1809-04.11.1847]

Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс (3.02.1809, Гамбург - 4.11.1847, Лейпциг)
       - немецкий композитор, дирижер и пианист. Внук известного философа Моисея Мендельсона. В доме его отца в Берлине собирались представители научной и художественной интеллигенции, в т.ч. Гейне, Гегель. Первой учительницей музыки Мендельсон-Бартольди была его мать. В 1816г., будучи в Париже, он брал уроки у М.Биго. Впоследствии его учителями были Л.Бергер (фортепиано), Ф.Цельтер (композиция), К.Геннинг (скрипка). Музыкальное дарование Мендельсона-Бартольди проявилось поразительно рано. В девять лет он публично выступил как пианист в одном из домашних концертов. Начиная с 1820г. он регулярно сочинял музыку - сонаты для фортепиано (в которых чувствуется влияние И.Н.Гуммеля), песни, вокальные квартеты, скрипичный концерт, небольшую оперу, кантату. Важным подспорьем в развитии композиторского мастерства юного Мендельсона-Бартольди было то, что он имел возможность слушать свои сочинения в исполнении домашнего оркестра.
       В 1821г. Мендельсон-Бартольди познакомился с Вебером, который оказал на него глубокое влияние. Осенью того же года Мендельсон-Бартольди был вместе с Цельтером в Веймаре, где играл перед Гёте и вызвавосхищение великого поэта. В семнадцать лет Мендельсон-Бартольди написал свою знаменитую увертюру "Сон в летнюю ночь", представляющую произведение вполне зрелого мастера (остальные музыкальные номера к этой комедии Шекспира Мендельсон-Бартольди закончил 16 лет спустя).
       Одновременно с композиторской началась и просветительская деятельность Мендельсона-Бартольди. В 1829г. под его управлением было исполнено в Берлине одно из монументальных произведений И.С.Баха "Страсти по Матфею", тогда забытое и не исполнявшееся в течение ста лет. Этим исполнением музыка Баха была вызвана к новой жизни, что сыграло важную роль в дальнейшей истории немецкого музыкального искусства. В том же 1829г. состоялась первая поездка Мендельсона-Бартольди в Англию. В Лондоне его имя как композитора впервые нашло всеобщее признание. Поездка в Шотландию дала ему много незабываемых впечатлений; своеобразная северная природа, полная суровой красоты, возбудила творческое воображение композитора. Во время путешествия по Шотландии возникли первые наброски концертной увертюры "Гебриды" ("Фингалова пещера") и симфонии, впоследствии названной "Шотландской".
       После Англии Мендельсон-Бартольди совершил большую поездку в Италию и Францию. В столице Италии он встречался с Берлиозом и Глинкой. Под влиянием светлой, солнечной природы Италии Мендельсон-Бартольди написал "Итальянскую симфонию". В 1832г. он был в Париже, после чего снова посетил Лондон. К этому же времени относится выход в свет первой тетради знаменитых "Песен без слов".
       Вернувшись в Берлин, Мендельсон-Бартольди не встретил поддержки со стороны официальных кругов прусской столицы. Его кандидатура на должность директора Певческой капеллы была отклонена. В 1833-35г. Мендельсон-Бартольди служил капельмейстером в Дюссельдорфе, а с 1835г. стал руководителем концертов "Гевандхауза" в Лейпциге. Благодаря руководству Мендельсона-Бартольди, который был замечательным дирижером, эти концерты приобрели особое значение в музыкальной жизни Германии и европейскую известность.
       Деятельность Мендельсона-Бартольди в Лейпциге была поразительна по своему размаху и интенсивности. В 1843г. он основал там первую в Германии консерваторию, и привлек к работе в ней лучших немецких музыкантов, в том числе Р. Шумана.
       Мендельсон-Бартольди создал множество произведений, ставших этапными в истории музыкального романтизма. В музыке Мендельсон-Бартольди течет живая струя пленительной мелодии, коренящейся в немецкой народной песне и бытовой музыке. Именно со столь излюбленным в городах Германии домашним музицированием в значительной степени связана музыка Мендельсона-Бартольди, особенно "Песни без слов"; хотя они прямо предназначены для игры в интимном семейном кругу, их значение гораздо шире; лучшие из них являются замечательными образцами фортепианной музыки, воплощающими различные образы - интимно-лирические, жанровые, пейзажные и т.д. Жанрово-пейзажные образы проникают и в крупные произведения Мендельсона-Бартольди - симфонии, увертюры, концерты (среди них знаменитый скрипичный концерт). Большое место в музыке Мендельсона-Бартольди занимают также образы светлой фантастики. Лирическая направленность творчества Мендельсона-Бартольди дала повод приписывать его произведениям элементы некоторой сентиментальности. Однако этой чертой характеризуется скорее творчество последователей Мендельсона-Бартольди, чем его собственное. Полное собрание сочинений Мендельсона-Бартольди издано в 1874-76гг. в Лейпциге (36 тт.).
       Соч.: оперы - "Свадьба Камачо" (на сюжет из "Дон-Кихота" М.Сервантеса, постановка 1827г.), "Лорелея" (не окончена), зингшпили; для оркестра - 5 симфоний (1824, №2 с хором "Хвалебная песня" - 1840, №3 "Шотландская" - 1830-42, №4 "Итальянская" - 1832, №5 "Реформационная" - 1830), концертные увертюры - "Фингалова пещера" (1830-32), "Морская тишь и счастливое плавание" (1837), "Прекрасная Мелузина" (1833), "Рюи Блаз" (по В.Гюго, 1839), Увертюра с трубами, Анданте, скерцо, каприччио и фуга для струнного оркестра, похоронный марш (1835), марш (1841) 11 симфоний для струнного оркестра (написаны в юношеском возрасте) и др., для фортепиано с оркестра - 2 фортепианных концерта (1831, 1847), Блестящее каприччио, Блестящее рондо, Серенада и аллегро джокозо, 2 скрипичных концерта - юношеский (1822; опубликован в 1952 И.Менухиным) и всемирно известный, написанный в 1844г.; октет для струн., фортепианный секстет, 2 струнных квинтета, 7 струнных квартетов, 3 фортепианных квартета, 2 фортепианное трио, 2 трио для фортепиано, кларнета и бассет- горна, соната для скрипки и фортепиано, 2 сонаты для виолончели и фортепиано, соната для кларнета и фортепиано, фортепианные пьесы - 3 сонаты, 8 тетрадей "Песен без слов", Рондо каприччиозо, 4 фантазии, Серьезные вариации, каприччио, прелюдии и фуги и др., 6 сонат и другие пьесы для органа; оратории - "Павел" (1836), "Илия" (1846), баллада для солистов, хора и оркестра "Первая Вальпургиева ночь" (1832-43), кантаты, псалмы, гимны, мотеты, хоры, около 50 вокальных квартетов, 13 дуэтов, 83 песни для голоса и фортепиано; музыка к спектаклям - "Сон в летнюю ночь" Шекспира (1842), "Антигона" Софокла (1841), "Аталия" Ж.Расина, "Эдип в Колоне" Софокла (1845).
       Лит.: В-ва В., Ф.Мендельсон-Бартольди, 11.1909;
       Даме В., Ф.Мендельсон-Бартольди, М., 1930;
       Штейнпресс Б., Ф. Мендельсон, "Советская Музыка" 1959, №2;
       Hensel S., Die Familie Mendelssohn, Bd.1-3, В., 1924;
       Вartels В., Mendelssohn-Bartholdy: Mensch und Werk, Bremen, 1947;
       Radcliff P., Mendelssohn, L. 1954;
       Werner E., F. Mendelssohn, NY, 1963.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:30:36 UTC