|
Бизе (Bizet) Жорж (25.10.1838, Париж - 3.06.1875, Буживаль, близ Парижа)
- французский композитор. Отец Бизе был учителем пения, мать - пианистка, она и стала впоследствии первой учительницей музыки своего сына. Музыкальное дарование мальчика проявилось очень рано. Девяти лет он поступил в Парижскую консерваторию, где учился у А.Мармонтеля (фортепиано) и Ф.Бенуа (орган). Теоретические дисциплины Бизе проходил у П.Циммермана, знатока полифонии, ученика Керубини, композицию у Ф.Галеви. Циммерману на уроках помогал его ученик Ш.Гуно, общение с которым было чрезвычайно плодотворным для Бизе Через Гуно Бизе познакомился с некоторыми новыми творческими веяниями, в частности в области оперы. В семье Галеви юный Бизе нашел людей разносторонних интересов, встречался с литераторами, драматургами, учеными.
Талант Бизе развивался быстро и гармонично; он делал большие успехи как в теоретических, так и специальных дисциплинах. В 1857г. ему была присуждена Римская премия за кантату "Кловис и Клотильда". Еще раньше Бизе получил (совместно с Ш.Лекоком) 1-ю премию за оперетту "Доктор Миракль" (постановка 1857г.) на конкурсе, организованном Ж.Оффенбахом. Среди юношеских произведений Бизе выделяется свежестью музыкальных мыслей симфония до мажор (1855г.).
К моменту окончания консерватории Бизе - первоклассный пианист, превосходно читающий с листа сложнейшие партитуры. Берлиоз сравнивал его в этом отношении с Листом и Мендельсоном.
Годы 1858-60гг. Бизе провел в Италии. Путешествия по стране, природа, жизнь народа, художественная культура прошлого произвели на него сильное впечатление.
За время пребывания в Италии расширился общий кругозор Бизе, определились художественные вкусы. Его эстетическим идеалом были Моцарт, Рафаэль, Джорджоне, он ценил "Моцартовские черты" в Россини, из современников больше всего чтил Гуно. Творческие итоги "итальянских лет" - "Те Deum" (1858г.) и комическая опера "Дон Прокопио" (1859г., постановка 1906г.) - в духе "омоложенного Чимарозы" (как говорил сам автор), в которой он обнаружил уверенное владение стилем буфф, симфония-кантата "Васко да Гама" (1860г.).
По возвращении в Париж Бизе написал одноактную комическую оперу "Гузла эмира" (1862г.), но неудовлетворенный ею отказался от постановки. Отсутствие средств к существованию заставляло Бизе браться за любую работу - он давал уроки, занимался переложениями для ресторанных оркестров, чтением корректур. Предложение дирекции Лирического театра написать оперу было большой удачей для Бизе. Несмотря на условности жанра "большой оперы" и неправдоподобный экзотический сюжет, "Искатели жемчуга" (постановка 1863г.) привлекают чувством "большой страсти", яркостью народных сцен, своеобразием мелодики и колорита. Оперу отметил сочувственной статьей Берлиоз.
Следующие работы Бизе - "большая опера" "Иван Грозный" (1865г.; долгое время считалась утерянной, поставлена впервые в 1946г.), отдельные музыкального достоинства которой не могут искупить перегруженность либретто и отсутствие исторического и национального колорита; а также комическая по жанру, но драматичная по содержанию "Пертская красавица" по В.Скотту (постановка 1867г.). Драма простой девушки, преследуемой влюбленным в нее герцогом, поэтичная обстановка действия (средневековая Шотландия) вызвали к жизни музыку яркую, сочную, полную свежести и лирического обаяния, скрадывающую неровности стиля и неравноценность музыкальных характеристик. В "Пертской красавице" наметились черты позднейшего реализма Бизе, мечтавшего реформировать комическую оперу и сделать ее носительницей глубоко жизненных конфликтов и чувств. Успехи реалистического искусства в области литературы и живописи, реалистические тенденции лирической оперы помогли Бизе найти свой путь.
События 1870-71г. глубоко затронули Бизе. Он вступил в национальную гвардию и не покинул Париж во время осады. Патриотические настроения композитора нашли впоследствии выражение в увертюре "Родина" (программно связанной с восстанием Костюшко), в замысле оратории "Женевьева Парижская" (к сочинению которой он приступил в 1875г.).
Одноактная комическая опера "Джамиле" по поэме "Намуна" А.Мюссе (постановка 1872г.) - свидетельство творческой зрелости и всесторонности мастерства Бизе. Поэтическая одухотворенность образа Джамиле своеобразно сочетается с остротой обрисовки комедийных персонажей. Скромные формы комической оперы с диалогами не мешают широте симфонического развития.
Музыка к драме А.Доде "Арлезианка" открыла собой высший этап творчества Бизе. В "Арлезианке" он впервые нашел свою тему и своего героя, с глубоко гуманистических позиций раскрыл трагедию "маленьких людей". В партитуру вплетены элементы южнофранцузской народной музыки. Широкоизвестны две сюиты из музыки к "Арлезианке" (вторая сюита составлена другом композитора Э.Гиро).
В это же время Бизе работал над "Кармен" на либретто А.Мельяка и Л.Галеви по одноименной новелле П.Мериме (постановка 1875г.).
Написанная в традиционных формах комической оперы с диалогами, "Кармен" отличается силой драматизма, интенсивностью музыкального драматургического развития, яркостью образов и колорита. Музыка оперы пронизана интонациями и звучаниями испанской народной песни и танца; песенно-танцевальные мелодии и жанры, драматизирующиеся вместе с развитием действия, составляют реалистическую основу музыкальных характеристик. Яркость вокальных партий подчеркивается в опере блестящим и колоритным оркестром, симфоничность развития сочетается с совершенной законченностью форм, прозрачностью и легкостью письма. В "Кармен" композитор высокохудожественно воплотил глубоко реалистическую драму из жизни простых людей, найдя в обновленных традиционных национальных формах свое решение проблемы музыкальной драмы 19в.
Соч.: оперы - "Дон Прокопио" (1859; 1906 - Монте-Карло), "Гузла эмира" (1862), "Искатели жемчуга" (1863 - Париж), "Иван Грозный" (1865; 1951 - Бордо), "Пертская красавица" (1867 - Париж), "Джамиле" (1872-Париж), "Кармен" (1875 - Париж); оперетты- "Доктор Миракль" (1857), "Мальбрук в поход собрался" (1868), "Соль-си, ре-пиф-паф" (1869); для оркестра - увертюра "Охота Оссиана" (1861; не сохранилась), симфоническая фантазия "Воспоминания о Риме" (1868; 2-я ред.- симфония "Рим", 1871), Маленькая сюита - Игры детей (1871), драматическая увертюра - "Родина" (1873), Похоронный марш (1881), скерцо; фортепианные пьесы и переложения, в т.ч. сюита для фортепиано в 4 руки - "Игры детей"; кантаты - "Давид" (1856), "Кловис и Клотильда" (1857) и др.; хоры, романсы ("Утро", "Пастораль", "Апрельская песня" и др.); Бизе закончил оперы Ф.Галеви "Ванина д'Орнано" и "Потоп".
Лит.: Кремлев Ю., Ж.Визе, Л. 1935;
Брук М., Бизе, М. 1938;
Соллертинский И., Кармен, М. 1938;
Хохловкина А. Ж.Визе, М., 1954;
Ж. Бизе. Письма М. 1963;
Landormy P., Вizet..., P. 1924;
Pigot Сh., G. Bizet et son oeuvres, P. 1925;
Delmas M., G. Bizet, P. 1930;
Curtiss M., Bizet and his world, NY 1958.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|