|
Яначек (Janacek) Леош (3.08.1854, деревня Гуквальди - 12.08.1928, Моравска-Острава)
- чешский композитор. Первоначальное музыкальное образование Яначек получил в школе при Старобрненском монастыре, где учился играть на скрипке, фортепиано и органе у регента этой школы П.Кржижковского. В 1874г. Яначек уехал в Прагу; здесь за один год он окончил Органную школу, занимаясь по композиции у Ф.Блажека и известного теоретика 3.Скугерского. В 1875г. Яначек возвратился в Брно, где работал хормейстером и преподавал музыку. В 1879г. он продолжил свое музыкальное образование в Лейпциге у О.Пауля, Л.Грилля (композиция), у Э.В.Венцеля (фортепиано). В следующем году занимался композицией в Вене у Ф.Кренна. Вернувшись в Брно, Яначек в 1881г. организовал Органную школу, ставшую крупнейшим музыкальным центром Моравии. В эти же годы он усиленно занимался творческой деятельностью, являясь в 1881-88г. дирижером Чешской филармонии. В своем творчестве Яначек не ограничивался только вокальными жанрами, как это делали его предшественники, а писал оркестровые и инструментальные произведения.
Композитор проделал огромную работу по собиранию и обработке народных моравских песен, изучал песенные и речевые интонации своего народа, популяризовал народное творчество. В 1889г. Яначек написал "Лашские танцы" для оркестра подлинно народные по интонациям и ритмам. В 1891-93г. он издал три тетради моравских песен; в 1892г. совместно с выдающимся исследователем чешского и словацкого музыкального фольклора Ф.Бартошем начал публикацию гармонизаций моравских песен. В 1898г. появился его сборник "Гуквальдская народная поэзия в песнях". В тот же период Яначек обратился к оперному творчеству. В его первых сценических произведениях очевидна демократическая направленность, в них претворена народная песенная и инструментальная музыка. Первая опера Яначек "Шарка" (1887; постановка 1925г.) написана на сюжет из старинных чешских преданий, не раз привлекавший внимание чешских композиторов (симфоническая поэма Сметаны, опера Фибиха), проникнута романтическим пафосом и драматизмом. В одноактной опере "Начало романа" (постановка 1894г.) Яначек использовал традиции моравской песенности. Эта демократическая линия продолжалась и в хореографическом спектакле "Ракош Ракочи" (постановка 1891г.).
Яначек всегда очень живо интересовался русской культурой и искусством. Он читал в подлиннике произведения русских классиков: одно из первых его произведений - мелодрама "Смерть" - было написано на стихи М.Ю.Лермонтова. В 1896г., 1901г., 1903г. Яначек побывал в России, посетил Москву, Петербург, Нижний Новгород. Возвратившись на родину, он организовал "Русский кружок". Образы и темы русской литературы послужили основой для создания многих программных произведений Яначека. Так, в основу программы фортепианного трио и первого струнного квартета положена "Крейцерова соната" Л.Н.Толстого, в 1918г. он создал по мотивам повести Н.В.Гоголя симфоническую рапсодию "Тарас Бульба". Среди его опер всемирную известность получили "Катя Кабанова" на сюжет "Грозы" А.Н.Островского (постановка 1921г., Брно). "Записки из мертвого дома" Ф.М.Достоевского послужили основой для последней оперы Яначека. "Из мертвого дома" (постановка 1930г.). Сохранились фрагменты из его неоконченных опер "Анна Каренина" и "Живой труп", наброски оперы "Дикарка" по В.А.Крылову. Благодаря Яначеку в Брно и других моравских городах ставились оперы Глинки, Бородина и Мусоргского. Особенно высоко ценил Яначек реализм народных музыкальных драм Мусоргского. "Яначек был первым из чешских композиторов, который собственным примером научил ценить драгоценные побуждения, принесенные русской культурой чешской музыке",- писал чешский музыковед Я.Рацек.
Крупнейшим творческим достижением Яначека была опера "Ее падчерица" ("Енуфа"), драма из народной жизни (постановка 1904г., Брно). Эта опера принесла композитору всеобщее признание.
На рубеже 19-20вв. Яначек был известен не только как педагог и композитор-новатор, но и как дирижер, теоретик, музыкальный критик. В 1884-88гг. он издавал газету "Гудебни листи". В 1919г. основал Брнонскую консерваторию. Яначек принадлежат также работы этнографического характера о моравских песнях и танцах.
В своем творчестве Яначек продолжал лучшие традиции чешской оперной классики Дворжака, Сметаны, Фибиха, обогатил и обновил оперный жанр. Произведения Яначека входят в репертуар оперных театров многих стран мира. В 1948г., 1954г. и в 1958г. в Брно проводились фестивали произведений Яначека, причем на последнем из них были поставлены все оперы композитора, включая и оперу "Судьба" (1904), ранее никогда не ставившуюся. В Советском Союзе была поставлена опера "Ее падчерица", в симфонических концертах звучат "Лашские танцы", "Тарас Бульба" и другие произведения.
Соч.: (кроме упомянутых) - оперы, в т.ч. (даты постановок) - "Вылеты пана Броучка на Луну" и "Путешествие пана Броучка в 15 столетие" (1920, Прага, "Приключения лисички-плутовки" (постановка 1924г.), "Средство Макропулоса" (по сюжету К.Чапека, 1926); балет; для оркестра - "Бланицкая баллада" (1920), симфониетта (1926); концертино для фортепиано с оркестром (1926); 2 струнных квартета (№2 - "Интимные письма"), 3 сонаты для скрипки и фортепиано, пьесы для фортепиано; для хора "а капелла" - "Кантор Гальфар" (1906), "Марычка Магдонова" (1906) и др., песни, в т.ч. цикл "Дневник исчезнувшего" (1919), "Поговорки" (1925).
Лит.: Полякова Л., Об оперном Яначеке, "Советская Музыка" 1964 №7;
Rасеk J., L.Janacek, poznamky к tvurcimu profilu, Olomouc 1938;
Stedrоn В., Janacek ve spominkach a dopisech, Praha 1946;
Helfert V., О.Janackovi, Praha 1949;
Vоgel J., L.Janacek, Praha 1958. (на чешском, немецком, английском языках);
Seda J., L.Janacek, Praha 1961.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|