Беллини Винченцо [03.11.1801-24.09.1835]

Беллини (Bellini) Винченцо (3.11.1801, Катания, Сицилия - 24.09.1835, Пюто, близ Парижа)
       - итальянский композитор. Сын органиста. Учился в консерватории Неаполя у Н.Цингарелли. Уже ранние инструментальные произведения Беллини свидетельствовали о его выдающемся даровании. В 1825г. на сцене консерватории, была представлена первая опера Беллини "Адельсон и Сальвини", тепло принятая зрителями. Лучшие театры Италии обратились к Беллини с заказами; для театра "Сан-Карло" в Неаполе он написал оперы "Бианка и Фернандо" (1826), для миланского театра "Ла Скала" - "Пирата" (1827), в котором центральную роль исполнял известный тенор Дж.Б.Рубини. Большой успех имели оперы "Чужестранка" (постановка 1829) и "Капулети и Монтекки" на сюжет трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" (постановка 1830). О последней опере восторженно отзывался Г.Берлиоз, живший в те годы в Италии. Успеху опер способствовало сотрудничество композитора с либреттистом Ф.Романи, прекрасно чувствовавшим особенности творчества Беллини.
       Последующие произведения упрочили славу Беллини. Это были "Сомнамбула" (в России шла под названием "Невеста-лунатик") и "Норма" (обе постановки 1831). Идиллический сюжет "Сомнамбулы" очень подходил к лирическому дарованию Беллини. Опера "Норма", созданная в годы подъема национально-освободительного движения, была восторженно принята итальянцами; тема оперы перекликалась в сознании слушателей с идеей освобождений родины. Хоры жрецов и воинов из "Нормы" вызывали у публики патриотические демонстрации. Большую популярность приобрели и лирические мелодии оперы. Музыка "Нормы" оказала известное влияние на молодого Вагнера.
       В 1833г. Беллини переехал в Париж, где в Итальянском театре была поставлена его последняя опера "Пуритане" на сюжет романа В.Скотта (1835), написанная в стиле "большой оперы" под влиянием россиниевского "Вильгельма Телля". Мейербер, Лист и особенно Шопен, находившиеся в те годы в Париже, высоко ценили талант Беллини и предсказывали ему большое будущее. Но внезапная смерть рано оборвала жизнь композитора.
       В операх Б. проявился его обаятельный мелодический дар; лучшие страницы его произведения отличаются искренностью, непосредственностью чувства, романтической мечтательностью. Обладая значительным лирическим талантом, Беллини сумел в ряде опер ("Норма", "Пуритане") передать и глубоко драматические переживания своих героев. Он часто использовал в опере формы народной музыки. Хотя Беллини отводил оркестру второстепенную роль (по словам Р.Вагнера, оркестр Беллини напоминает "гигантскую гитару"), в его партитурах есть немало страниц, блещущих яркими оркестровыми красками (например, в увертюре к опере "Норма"). Лучшие певцы своего времени охотно выступали в операх Беллини; партии "Сомнамбулы", "Нормы" были в репертуаре Дж.Пасты, М.Малибран, Э.Альбани, А.Патти, Дж.Гризи и др.
       Мелодии Беллини послужили основой для произведений других композиторов. Так, М.И.Глинка написал Серенаду для фортепиано, струнного квартета и контрабаса на тему из оперы "Сомнамбула" и две фортепианные пьесы на мелодии из оперы "Капулети и Монтекки", Эрнст - скрипичную фантазию на темы из оперы "Пират", Шопен - фортепианные вариации на тему из "Пуритан" и т.д.
       "Я всегда питал большую симпатию к Беллини, - писал П.И.Чайковский. - Еще ребенком я плакал от силы чувства, которое возбуждали во мне изящные, всегда проникнутые меланхолией мелодии его...".
       Соч.: 10 опер (в т.ч. кроме упомянутых) - "Заира" (по Вольтеру, постановка 1829), "Беатриче ди Тенда" (постановка 1833); 6 симфоний, концерт для гобоя с оркестром; арии, канцонетты и др.
       Лит.: Серов А., Беллини, его деятельность и значение, "Пантеон" 1854 №5;
       Гейне Г., Флорентийские ночи, Полное собрание сочинений, т.5, М.-Л. 1937;
       Ферман В., История новой западноев ропейской музыки, т.I, M. 1940 (с.265-274);
       Бронфин Б., Беллини, "Советская Музыка" 1960 №9;
       V. Bellini Epistolario, Verona 1943;
       Роugin A., Bellini..., P. 1868;
       Amore A., V. Bellini..., vol.1-2, Catania 1894;
       Pizzeti J., V. Bellini, Milano 1936;
       Pastura F., V. Bellini, Parma 1957.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:30:32 UTC