AZ-libr.ру

информационный портал





Онеггер Артюр [10.03.1892-27.11.1955]

Онеггер (Honegger) Артюр (10.03.1892, Гавр - 27.11.1955, Париж)
       - французский композитор, по происхождению швейцарец. Обучался в Цюрихской консерватории, у Л.Кемптера и Ф.Хегара, а затем в Парижской - у Л.Каре (скрипка), А.Жедальжа и Ш.Видора (композиция); брал уроки у В д'Энди. В 1914г. Онеггер впервые дебютировал как композитор песнями на слова Г.Аполлинера. В 1920г. вместе с Д.Мийо, Ф.Пуленком, Ж.Ориком, Л.Дюреем и Ж.Тайфер Онеггер образовал группу молодых композиторов "Шестёрка", противопоставивших свое творчество импрессионистской эстетике. Онеггер тяготел к монументальной классической форме, в которой впоследствии были созданы его лучшие произведения. В 1921г. он написал музыку к пьесе Р.Моракса "Царь Давид", переработанную затем в ораторию. В 1923г. с сенсационным успехом была впервые исполнена симфоническая поэма Онеггера "Пасифик 231", изображающая движение паровоза. Близка по духу этому сочинению и другая симфоническая поэма - "Регби" (1928). Наряду с урбанистическими произведениями Онеггер написал ряд опер и балетов на библейские и античные темы, концертино для фортепиано с оркестром (1925), виолончельный концерт (1930). В конце 20-х гг. выступал как дирижер с исполнением собственных произв. (в 1927г. в СССР).
       В 30-х гг. Онеггер писал музыку для звукового кино ("Преступление и наказание" по Ф.М.Достоевскому, "Пигмалион" по Б.Шоу, "Капитан Фракасс" по Т.Готье и др. - всего около 25 кинофильмов). Работа в кино способствовала созданию более доходчивого, массового музыкального языка Онеггера. В 1938г. возникает одно из лучших произведений Онеггера - оратория-мистерия "Жанна д'Арк на костре"; несмотря на мистико-символический текст П.Клоделя, композитору удалось создать волнующее патриотическое произведение о крестьянской девушке, жертвующей своей жизнью для спасения родины.
       В 1936г. Онеггер вошел в Народную музыкальную федерацию и стал одним из ее руководителей. Он участвовал в коллективном сочинении музыки к народно-массовому представлению пьесы Р.Роллана "14 июля" (эпизод "Взятие Бастилии"), к массовому спектаклю на открытом воздухе "Свобода" ("Прелюд на смерть Жореса"). В эти же годы Онеггер сочинил ряд массовых песен - "Юность" на слова П.Вайян-Кутюрье, "Тревога", посвященных борьбе испанского народа против фашизма, и др., а также сделал обработки французских народных песен для голоса с оркестром.
       В годы войны Онеггер переехал в Швейцарию. После освобождения Франции Онеггер вернулся в Париж, где в 1944г. была впервые исполнена его "Песнь освобождения" для баритона, хора и оркестра. В послевоенных сочинениях отразились пессимистические настроения композитора, вызванные тяжелыми годами войны и оккупации. Среди последних произведений Онеггера выделяются симфонии - "Литургическая" и "Симфония трех ре".
       Онеггер - автор книги "Я - композитор" (1951). В 1952г. он был избран членом Института Франции.
       Соч.: (кроме упомянутых): оперы (даты постановок) - "Юдифь" (1926), "Антигона" (1927), пантомимы-мелодрамы "Амфион" (1931), и "Семирамида" (1934), "Орленок" (по пьесе Э.Ростана; совместно с Ж.Ибером, 1937); балеты (даты постановок) - "Правда-ложь" (1920), "Скетинг-ринг" (1922), "Подводная лодка" (1925), "Металлическая роза" (1928), "Песнь песней" (1938), "Зов гор" (1945), "Шота Руставели" (совместно с А.И.Черепниным, 1946) и др.; оперетты (даты постановок) - "Похождения короля Позоля" (1930), "Малютки Кардиналь" (вместе с Ж.Ибером, 1938) и др.; для оркестра - 5 симфоний (1931, №2 для струнных с трубой - 1942, №3 "Литургическая" - 1946, №4 "Deliciae Basihensis" - 1947, №5 "симфония трех ре" - 1951). прелюд "Аглавен и Селизетта" (1917), "Песня Нигамона" - сцены из индийской жизни (1920), Летняя пастораль (1921), Прелюд для грозы (1923), Песня радости (1923), 3 симфонических движения (1923-33); сюита "Свадьба Амура и Психеи" (1930), Прелюд, ариозо и фугетта на тему BACH для струнного оркестра (1932), сюита "Отверженные" (1934), Ноктюрн (1936), сюита "День швейцарского праздника" (1943), "Серенада Анжелике" для малого оркестра (1946), "Архаическая сюита" (1951), "Монопартита" (1951); Камерный концерт для флейты, английского рожка и струнного оркестра; 3 струнных квартета, Рапсодия для 2 флейт, кларнета и фортепиано, 2 сонаты для скрипки и фортепиано, соната для альта и фортепиано, соната для виолончели и фортепиано, соната для скрипки соло, пьесы для фортепиано; драматический псалом "Царь Давид" (1921), сценические оратории, в т.ч. "Голоса мира" (1931), "1001 ночь" - для солистов, хора и оркестра (1937), оратория "Танец мертвых" (1940), Рождественская кантата (1953), хоры, песни на слова Г.Аполлинера, П.Валери, П.Клоделя, Ж.Кокто; музыка к спектаклям, кинофильмам и радиопостановкам.
       Лит.: Крейн Ю., А.Онеггер, "Советская Музыка" 1956 №4;
       Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, 1964 (с.67-79);
       Раппопорт Л., А.Онеггер и его Пятая симфония, "Музыка и современность", М., 1962;
       Онеггер А., Я - композитор, М., 1963;
       Ярустовский Б., Военные симфонии Онеггера, "Советская Музыка" 1964 №№1,3;
       Bruyr J., Honegger et son oeuvre, P. 1947;
       Delannоу M., Honegger, P. 1953;
       Matter J., Honegger,



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:30:32 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"