|
Берлиоз (Berlioz) Гектор (Эктор) Луи (11.12.1803, Кот-Сент-Андре - 8.03.1869, Париж)
- французский композитор, дирижер, музыкальный критик и писатель. Сын врача, атеиста и филантропа, давшего Берлиозу образование в духе просветительства 18в. и элементарные музыкальные знания. Сочинять Берлиоз начал с 12 лет (камерная музыка, романсы), мелодия написанного в отрочестве романса вошла потом как одна из главных тем в "Фантастическую симфонию" (тема вступления). С 1823г. он начал занятия композицией у Ф.Лесюэра, в 1826г. поступил в консерваторию, где учился также у А.Рейха. Неудовлетворенный консерваторской системой преподавания, усердно изучал партитуры Глюка, Бетховена, Вебера, знакомился с музыкальными инструментами и их свойствами. Под впечатлением освободительного движения в Греции Берлиоз сочиняет "героическую сцену" в духе Спонтини "Греческая революция" (1826), начинает работу над оперой "Тайные судьи" на тему о спасении невинно преследуемого из рук инквизиции (в законченном виде сохранилась только увертюра, завоевавшая популярность).
Конец 1820-х гг. - период быстрого идейного и творческого созревания молодого музыканта, Берлиоз посещает художественные кружки, сближаясь с представителями нового, романтического направления. Его внимание привлекают освободительные и национально-романтические тенденции литературы Великобритании (Байрон, В.Скотт, Т.Мур). Большую роль в его личной и творческой биографии сыграла любовь к английской актрисе Генриетте Смитсон, ставшей впоследствии женой композитора. Еще в консеватории Берлиоз пишет первые значительные произведения; в их числе "Эпизод из жизни артиста - Фантастическая симфония" (1830), в основу программы которой положены в сильно романтизированном виде события личной жизни композитора (любовь к Г.Смитсон), сюжетные положения романа де Кинсея "Англичанин, поглотитель опиума" и фантастические элементы гётевского "Фауста". Симфония открыла новую эпоху в программной симфонической музыке как в отношении тематики, так и форм, приемов развития (лейтмотивы, зачатки монотематизма, пятичастность), а также небывалого по своим выразительным качествам романтического оркестра.
Революция 1830г. захватывает молодого музыканта. Он делает обработку "Марсельезы" для двойного хора и оркестра. В том же году композитор получает Римскую премию за кантату "Последняя ночь Сарданапала" и уезжает в Италию. Вернувшись в конце 1839г. в Париж, Берлиоз развернул энергичную деятельность как композитор, дирижер, музыкальный критик (первые критические выступления относятся еще к 1823). Игнорируемый правительством июльской монархии, отказывавшим композитору в официальном признании и постоянной работе, Берлиоз вынужден был зарабатывать на жизнь изнурительным трудом музыкального фельетониста. В 1835г. начинается его работа в крупнейшем органе "Jour nal des Debats", где он в течение почти 30 лет (попутно в "Музыкальной газете" и др. изданиях) пропагандировал высокие ценности классического искусства, боролся против вульгарных вкусов, филистерства. Музыкальные статьи и новеллы Берлиоза впоследствии были опубликованы в сборниках "Среди песен", "Музыка и музыканты", "Музыкальные гротески", "Оркестровые вечера" и др. В программы концертов, которым он все больше придает характер празднеств, "фестивалей", Берлиоз, мечтавший о грандиозных музыкальных исполнениях для огромной слушательской аудитории, включает, наряду со своими, произведения Бетховена, Глюка, Мейербера, Ф.Давида, Глинки и др. (вплоть до "Херувимской" Бортнянского).
Период 1830-40гг. - вершина в развитии берлиозовского искусства. Композитор пишет симфонию "Гарольд в Италии" (1834), в которой рисует образ байроновского Чайльд-Гарольда, связывая его со своими собственными итальянскими воспоминаниями. Симфония написана для солирующего альта с оркестром. Лейтмотив Гарольда выделен сумрачным тембром альта-соло - начало тембровой характеристики, развитой впоследствии композитором. Итальянские впечатления Берлиоза нашли отражение и в опере "Бенвенуто Челлини" (постановка 1838); быстрое признание приобрела впоследствии вторая увертюра к этой опере - "Римский карнавал".
В 1837г. Берлиоз создает одно из величайших своих произведение - Реквием. Драматическая трактовка темы, масштабность замысла, массовость, огромная эмоциональность музыки, новизна оркестровых эффектов ставят берлиозовский Реквием на особое место среди соч. аналогичных жанров. Благородная поддержка Паганини дает возможность Берлиозу посвятить себя воплощению давно волновавших его образов "Ромео и Джульетты" Шекспира. В "драматической Симфонии" того же названия (1839) Берлиоз своеобразно сочетал принципы программной симфонии, оперы и оратории. "Ромео и Джульетта" знаменует полный отход от классических норм, в ней выявляются очертания нового, синтетического жанра. Написанная в эти же годы "Траурно-триумфальная симфония" (1840) для духового оркестра огромного состава (по желанию в финале могут быть присоединены симфонический оркестр и хор), посвященная памяти погибших в июльские дни 1830, восстанавливает традиции траурных церемоний эпохи революции 1789г. и отмечает начало нового этапа в создании музыки массовых торжеств.
С 1842г. Берлиоз начинает серию концертных поездок по странам Европы, где быстро находит признание как композитор и дирижер. В 1846г. заканчивает "драматическую легенду" "Осуждение Фауста", в 1893г. поставленную как опера, в которой синтезирует завоевания программного симфонизма и романтической оперы-оратории. Лирические эпизоды драматической легенды намечают пути будущей французской лирической оперы. Неудача премьеры "Осуждения Фауста" в Париже привела композитора к полному материальному краху и заставила искать спасения в поездке в Россию (1847), где он сближается с Одоевским, с огромным успехом выступает в Петербурге и в Москве.
В 1868г. Берлиоз вторично совершает путешествие в Россию. Его восторженно приветствует публика и замечательные русские музыканты - члены "Могучей кучки", Стасов, Чайковский (в подготовке концертов ему помогает Балакирев). Последние письма великого композитора обращены к русским друзьям.
Берлиоз оставил после себя мемуары, в которых рассказывает о своей жизни до середины 1860-х гг. Классическим трудом является его "Трактат об инструментовке" и приложение к нему "Дирижер оркестра".
В историю музыки Берлиоз вошел как создатель программного симфонизма 19 в. и нового, обладающего могучими выразительными и живописными возможностями оркестра. В своих грандиозных, ярко эмоциональных симфонических и ораториальных произведений он обращался к огромной слушательской аудитории. Воздействие идей Берлиоза на все последующее развитие музыкального искусства, на формирование ряда национальных школ середины 19в. было исключительно велико.
Соч.: (кроме упомянутых): оперы (даты постановок) - Беагриче и Бенедикт по комедии У.Шекспира "Много шума из ни чего" (1862), дилогия "Троянцы" (по "Энеиде" Вергилия) - "Взятие Трои" (1890), "Троянцы в Карфагене" (1863); для оркестра - симфонии; увертюры - "Уиверли" (1827), "Тайные судьи" (1828), "Король Лир" (по У.Шекспиру, 1831), "Корсар" (по Дж.Байрону; 1831-55), "Роб-Рой" (по В.Скотту, 1832), "Римский карнавал" (1844); транскрипции, в т.ч. "Приглашение к танцу" К.М.Вебера (1841), "Лесной царь" Ф.Шуберта (для голоса с оркестром; 1860); для голосов с оркестром - кантата "Араб и его лошадь" (1823), героическая сцена "Греческая революция" (1826), "Торжественная месса" (1825), "Герминия" (по Т.Тассо, 1828), "Смерть Клеопатры" (1829), 8 сцен из "Фауста" (по В.Гёте, 1829), Реквием (1837), "Те Deum" (1849), кантата "Смерть Офелии" (по У.Шекспиру, 1850), оратория - "Детство Христа" (1854) и др.; произведения для голоса и фортепиано, в т.ч. сборник романсов "Летние ночи" (1843 - 56).
Лит.: Берлиоз Г., Мемуары, М. 1961;
Берлиоз Г., Избранные статьи, М. 1956;
Стасов В , Письма Берлиоза, М. 1954;
Стасов В., Лист, Шуман и Берлиоз в России, М. 1954;
Роллан Р., Музыканты наших дней, М 1938;
Хохловкина А, Берлиоз, М. 1960;
Соллертинский И., Г.Берлиоз, М.1962;
Tiersot J., H Berlioz et ia societe de son temps, P. 1910;
Кapp J., H.Berlioz, В. 1923;
de Воschot A., H.Berlioz, Une vie romantique, vol. 1-3, P. 1946-50;
Вarraud H., H.Berlioz, P. 1956.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|