AZ-libr.ру

информационный портал



Моцарт Вольфганг Амадей [27.01.1756-05.12.1791]

Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей (наст, имя Иоганн Крисостом Вольфганг Теофиль) (27.01.1756, Зальцбург - 5.12.1791, Вена)
       - австрийский композитор. Годы детства и юность Моцарта связаны с Зальцбургом, где отец его Леопольд Моцарт служил в капелле архиепископа. Хороший музыкант и педагог, Л.Моцарт был первым и единственным учителем своего сына. Гениальная одаренность проявилась у ребенка уже на четвертом году жизни. С 6 лет он вступил на путь профессионала-концертанта: осенью 1762г. отец повез его вместе с сестрой в концертную поездку по Европе, принесшую Моцарту широкую известность. Виртуозно владея клавесином, а также скрипкой и органом, мальчик соревновался с выдающимися взрослыми артистами, импровизировал на заданные темы, играл с листа труднейшие незнакомые сочинения и аккомпанировал на слух певцам. Это раннее мастерство казалось слушателям непостижимым. Вольфганга называли "чудом 18 века".
       Поездка продолжалась целых три года и закончилась в ноябре 1766г. После двухлетней передышки в Зальцбурге семья снова выехала в Вену. Меньше чем через год Моцарт уже концертировал в Италии. Успех его концертов превзошел здесь самые большие ожидания семьи: толпы народа собирались на улицах при вести о выступлении Моцарта в церкви на органе; в Риме он получил от папы орден "Золотой шпоры", в Болонье и Вероне был избран членом филармонической академии; прославленный миланский театр включил 14-летнего мальчика в число своих авторов, заказав ему героическую оперу "Митридат, царь Понта" (постановка 1770г.). Премьера ее превратилась в бурное чествование юного композитора
       В течение 1770-73г. отец и сын трижды приезжали в Италию, объехав с концертами все крупные ее города. Уже детские его сонаты, симфонии, фортепианные пьесы, созданные во время первой поездки, обнаружили широту и многосторонность композиторского дарования Моцарта. В Зальцбурге десятилетний Вольфганг впервые обратился к жанру драматической музыки: он принял участие в создании духовного зингшпиля "Первая заповедь" (постановка 1767г.). Результатом пребывания в Вене в 1768г. явился ряд новых крупных сочинений, в т.ч. две комические оперы: итальянская "Мнимая пастушка" и немецкая "Бастьен и Бастьенна". В обоих произведениях проявились живое воображение и лирический темперамент 12-летнего автора, равно как и его умение писать для голоса. В 1772г. Моцарт получил новый заказ от миланского театра, и в декабре того же года с таким же бесспорным успехом прошла премьера "Люция Суллы" - второй героической оперы Моцарта.
       Правда, в этот последний приезд в Италию публика иначе отнеслась к Моцарту; концерты его уже не возбуждали прежнего энтузиазма; новых заказов на оперу он не получил, даже попытка отца найти для сына постоянную работу при каком-либо из итальянских дворов ни к чему не привела. На родине их ожидало то же самое. Сенсационный интерес к чудо-ребенку пропал, концертные поездки больше не могли обеспечить Моцарта материально. Единственным прибежищем для Моцарта оказалась Зальцбургская капелла, где он получил место концертмейстера. Но епископ смотрел на гениального юношу, как на своего слугу, и намеренно его унижал, добиваясь от него смирения и покорности. По заказу епископа Моцарту приходилось сочинять много духовной музыки; сам же он тяготел в те годы к музыке инструментальной. Итальянские влияния, характерные для его раннего творчества, постепенно уступали место другим. Теперь Моцарт отдавал предпочтение отечественной, венской школе и в творчестве Й.Гайдна находил наиболее близкий для себя образец; однако Моцарт стремился воплощать в своем искусстве сложные психочогические конфликты, волновавшие его современников. Его соль-минорная симфония, созданная в Зальцбурге в 1773г., уже несла в себе отголоски тех мятежных настроений, которые характеризовали литературное направление "бури и натиска".
       Но как бы ни были велики достижения Моцарта в инструментальных жанрах, он испытывал все растущую тоску по опере. Она казалась ему теперь недоступной - архиепископ сценическую музыку не признавал, в соседних княжествах оперные спектакли тоже не ставились. Лишь однажды, в 1774г., Моцарт получил заказ из Мюнхена и к новогоднему карнавалу написал итальянскую комическую оперу "Мнимая садовница" (постановка 1775г.).
       В 1778г. Моцарт сделал решительную попытку вырваться из зальцбургской кабалы. Уволившись из капеллы, он в сопровождении матери отправился с концертами в Мюнхен, Мангейм и затем в Париж. После зальцбургского затворничества музыкальная жизнь передовых немецких городов с уже начавшейся здесь борьбой за национальный театр и оживленной деятельностью великолепного мангеймского оркестра показалась Моцарту на редкость заманчивой. Еще более сильное впечатление произвел на него Париж, куда он приехал в разгар жестокой схватки между реформатором оперы Глюком и его противниками.
       Однако и эта поездка ничего не изменила в судьбе Моцарта. У немецких властителей для него по-прежнему не было вакансий, а пылкие парижане, увлеченные борьбой оперных школ, в этот момент были глухи ко всему остальному.
       Бесплодные усилия обратить на себя внимание, тяжелое горе, вызванное неожиданной смертью на чужбине матери, и крушение любви к Алоизии Вебер - молодой мангеймской певице - сломили в нем желание противиться обстоятельствам. Моцарт вернулся в Зальцбург, чтобы вновь надеть ярмо службы у архиепископа.
       Долгожданная перемена в жизни Моцарт произошла в 1780г.: из Мюнхена пришел заказ на создание героической итальянской оперы "Идоменей, царь Крита" (постановка 1781г.), и архиепископ дал свое согласие отпустить Моцарта для заключительной работы с певцами. По яркости воплощения образов и богатству музыкального языка его опера стояла выше всего, что было создано в этом жанре современниками-итальянцами, и могла соперничать с лучшими операми Глюка. Широкого успеха "Идоменей" в силу своей новизны иметь не мог; но для Моцарта работа над оперой стала своего рода жизненным рубежом. Поняв меру собственной зрелости, он уже не мог мириться с дальнейшим прозябанием в капелле архиепископа и окончательно покинул ее.
       Решение свое Моцарт оплатил дорогой ценой - постоянная необеспеченность, а в последние годы и нищета, непрерывная напряженная работа и такие же непрерывные волнения подточили его силы. Однако десять лет, проведенные в Вене, были счастливыми и бесспорно самыми плодотворными годами в его жизни.
       На первых порах Вена отнеслась к нему благосклонно: как клавесинист он пожинал здесь прежние лавры, выступая в салонах и открытых концертах. Материально это его, однако, обеспечить не могло, и он вынужден был давать уроки, аккомпанировать певцам, писать вставные арии в чужие оперы. Но Моцарта удовлетворяло то, что теперь он всегда был в кругу интересовавших его людей - представителей венской интеллигенции. Встреча с Гайдном привела к искренней дружбе между обоими композиторами. Моцарт испытывал к Гайдну, бывшему на 25 лет старше его чувство сыновней любви, а тот отвечал ему столь же горя чей привязанностью.
       Тесное общение с венской интеллигенцией, увлекавшейся революционными идеями, проникавшими из Франции, способствовало расширению кругозора Моцарт. Влияние просветительских идей отчетливо сказалось в операх Моцарта венского периода. Моцарт никогда не выступал, подобно Глюку, с декларацией своих взглядов на драматическое искусство, но в творчестве показал себя таким же смелым и последовательным реформатором. В сущности, оперы его положили начало современной реалистической оперной драматургии. Взяв за основу комедийный жанр, Моцарт намного расширил его границы; в трактовке сюжета и действия он обнаружил необычайную глубину психологического анализа, что позволило ему создать жизненные образы огромной силы. Больше всего его привлекало воплощение современной жизни и современных характеров. К этому он стремился и в "Похищении из сераля" (постановка 1782г., Вена) - чувствительной музыкальной комедии с авантюрным сюжетом, созданной для венского национального театра, и в "Свадьбе Фигаро" (постановка 1786г., Вена), вдохновленной социальной остротой пьесы Бомарше, и в "Дон-Жуане" (постановка 1787г., Прага) - опере, возникшей на основе старинной легенды, двести лет не сходившей с театральных подмостков, и в "Волшебной флейте" (постановка 1791г., Вена) - философской сказке. Любой сюжет становился для Моцарта отражением актуальнейших проблем и конфликтов, наблюдаемых им в окружающей жизни.
       Подобная трактовка не мирилась с условными границами комедийного и героического жанров; поэтому Моцарт, смело перешагнув эти границы, сопоставляя, сталкивал, а иногда и объединял трагические и комедийные сцены и образы в пределах одного произведения. При этом в любом эпизоде, даже сугубо бытовом, он подчеркивал линию внутреннего действия, вскрывая психологический смысл конфликта.
       Новизна подобного метода оказывалась далеко не всем по плечу, и это затрудняло Моцарту доступ на сцену. Как когда-то в Италии, так и теперь в Вене ему пришлось почувствовать охлаждение публики, отвернувшейся от него, казалось бы, без видимых причин. Композитора и его семью (женился Моцарт еще в 1782 на Констанции Вебер, младшей сестре Алоизии) преследовала жестокая нужда, силы Моцарта заметно убывали. Большую радость доставила ему поездка в Прагу, где в 1786г. с огромным успехом шла "Свадьба Фигаро". Заказ на постановка "Дон-Жуана", сделанный ему чешской столицей, временно вывел его из материальных затруднений, но не надолго.
       И все же Моцарт до конца жизни не терял оптимизма. Об этом говорит ряд инструментальных произведений позднего периода - замечательные три симфонии, написанные летом 1788г. (особенно последняя из них, до-мажорная, прозванная "Юпитер"), и наряду с ними "Маленькая ночная серенада" ("Маленькая ночная музыка") для струнных или "Деревенская симфония", привлекающие своим светлым лиризмом и юмором.
       Величайшего оптимизма полна и "Волшебная флейта", где в сказочных образах воплощена борьба человеческого разума с человеческой же тупостью, злобой и эгоизмом. Идея оперы была, несомненно, вдохновлена революционными событиями, развернувшимися во Франции. Создавая этот сказочный народный спектакль, Моцарт стремился сохранить всю непосредственность и свежесть народных образов. По простоте музыкального языка, остроумию характеристик и красочности оркестровки "Волшебная флейта" является одной из непревзойденных вершин оперной драматургии 18в.
       Одновременно с "Волшебной флейтой" Моцарт создавал последнее свое произведение - трагический "Реквием" (1791). Заказан он был незнакомцем, пожелавшим остаться неизвестным. Моцарт, уже тяжело больной, испытывал тревожные опасения - ему казалось, что он пишет реквием для самого себя. Давно отойдя от религиозной музыки, он создавал теперь драматическую поэму о человеческих страданиях и горестях и о неизменной вере в будущее. Закончить ее композитор не успел. В последние часы перед смертью он делал указания своему ученику Ф.К.Зюсмайеру относительно окончания партитуры.
       Скончался Моцарт в такой бедности, что похоронить его оказалось не на что, и тело великого композитора было опущено в общую могилу для бедных. Впоследствии даже место его погребения никто не мог указать. Но наследие Моцарта, не исчислимое в своем богатстве, принесло ему бессмертную славу. Человечность идеалов Моцарта, его глубокий психологизм, умение опоэтизировать самые, казалось бы, обыденные явления жизни сделали его творения близкими для всех поколений и всех народов. Особую любовь Моцарт издавна завоевал в России. Оперы его уже в конце 18в. нашли путь к сердцу русского слушателя, и почти все следующее столетие интерес к его музыке непрерывно возрастал. Об этом свидетельствует хотя бы тот непосредственный отклик, который творчество Моцарта нашло в русской классической литературе, драматургии, музыке ("Моцарт и Сальери" Пушкина, опера на этот текст Римского-Корсакова, "Моцартиана" Чайковского и др.). Характерно, что именно в России появилось первое серьезное исследование о Моцарта - "Новая биография Моцарта" Улыбышева; она вышла в 1843г., на 13 лет раньше чем подобные же труды соотечественников композитора.
       Этот живой интерес к Моцарту не утрачен и в наши дни. Среди советских музыкантов есть замечательные исполнители моцартовских инструментальных произведений, а число опер Моцарта, завоевавших нашу сцену, расширяется с каждым десятилетием.
       Соч.: (кроме упомянутых) - оперы и зингшпили (даты постановок) - "Аполлон и Гиацинт" (1767), Асканий в Альбе (1771), "Сон Сципиона" (1772), "Король-пастух" (1775), "Директор театра" (1786), "Так поступают все женщины" (1790), "Милосердие Тита" (1791); для оркестра - 49 симфоний, 31 дивертисмент, 25 танцев, серенады, марши; концерты с оркестром - 6 скрипичных, 25 для фортепиано, для 2 фортепиано, для 3 фортепиано, 2 для флейты, для кларнета, для фагота, 4 для валторны, для флейты и арфы, пьесы для отдельных инструментов с оркестром; 7 струнных квинтетов (с 2 альтами), квинтет для фортепиано и духовых, квинтет для кларнета и струнных, квинтет для валторны и струнных, 26 струнных квартетов, 2 фортепианных квартета, квартет для гобоя и струнных, 2 фортепианных трио, трио для фортепиано, кларнета и альта, Дивертисмент для струнного трио, 42 сонаты для скрипки и фортепиано, 2 дуэта для скрипки и альта, дуэт для 2 скрипок, соната для 2 фортепиано, 5 сонат для фортепиано в 4 руки, 17 сонат, 3 фантазии, 15 тем с вариациями и другие пьесы для фортепиано, 17 сонат для органа; арии, рондо и другие для голоса с оркестром, терцеты, дуэты, около 40 песен для голоса и фортепиано, каноны; 15 месс, 9 офферториев, 4 литании, магнификат и другие произведения духовной музыки.
       Лит.: Улыбышев А., Новая биография Моцарта, 3 тт., М., 1890;
       Корганов И., Моцарт, П., 1911;
       Серов А., Моцарт (галерея оперных компонистов), "Избранные статьи", Т.I, М.-Л. 1950;
       Ливанова Т., Моцарт и русская музыкальная культура, М. 1956;
       Черная Е., Моцарт (Жизнь и творчество), М. 1961;
       Черная Е., Моцарт и австрийский музыкальный театр, М. 1963;
       Jahn О., Abert H., W.A.Mozart, Bd.1-2, Leipzig, 1955-57;
       de Wуzewa Th. et de Saint-Fоix G., W.A.Mozart, Bd.1-5, P., 1912-46;
       Kochel L., Chronologisch-thematisches Verzeichniss sammtlicher Tonwerke W.A.Mozarts, Leipzig, 1958;
       Schenk E., Mozart, W. 1955;
       Brophy В., Mozart the dramatist, NY, 1964.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:30:30 UTC



 




(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"