|
Верди (Verdi) Джузеппе (10.10.1813, Ле Ронколе, близ Буссето, Северная Италия - 27.01.1901, Милан)
- итальянский композитор. Сын содержателя деревенской харчевни. Первые уроки теории музыки получил у местного церковного органиста. Пятнадцати лет Верди стал дирижером небольшого оркестра. На деньги, собранные друзьями отца, Верди уехал в Милан для поступления в консерваторию, но его не приняли "из-за недостатка музыкальных способностей". Дарование Верди, однако, оценил миланский композитор и дирижер В.Лавинья и стал бесплатно давать ему уроки композиции. В 1835-38гг. Верди жил в Буссето, где работал дирижером муниципального оркестра.
В 1837г. Верди написал первую оперу "Оберто, граф Бонифачо", поставленную через два года с большим успехом в Милане. По заказу миланского театра "Ла Скала" Верди сочинил комическую оперу "Мнимый Станислав, или Один день царствования" ("Король на час", постановка 1840г.) и оперу "Набукко" ("Навуходоносор", постановка 1842г.). В этом последнем произведении композитор отразил чувства и стремления итальянского народа, начавшего в те годы борьбу за национальную независимость и освобождение от австрийского ига. В страданиях плененного иудейского народа зрители видели аналогию с порабощенной Италией. Хор пленных иудеев из этой оперы вызывал бурные политические манифестации. С призывами к свержению чужеземной тирании перекликалось у итальянских зрителей и содержание следующей оперы Верди "Ломбардцы в первом крестовом походе", (постановка 1843г., Милан; 2-я ред. с балетом - "Иерусалим", постановка 1847г., Париж). Русский музыкальный критик Г.А.Ларош писал: "Верди - голос современной Италии, Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями, смелой и пылкой до неистовства". И действительно, почти все оперы Верди первого периода его творчества пронизаны героическим пафосом, патриотическими настроениями, связаны с темой борьбы против иноземных угнетателей. Таковы "Эрнани" по В.Гюго (постановка 1844г., Венеция), "Двое Фоскари" по Дж.Байрону (постановка 1844г., Рим), "Орлеанская дева" по Ф.Шиллеру (постановка 1845г., Милан), "Альзира" по Вольтеру (постановка 1845, Неаполь), "Аттила" по Ц.Вернеру (постановка 1846, Венеция), "Макбет" по У.Шекспиру (постановка 1847г., Флоренция, 2-я редакция 1865г., Париж), "Разбойники" по Ф.Шиллеру (постановка 1847г., Лондон), "Корсар" по Дж.Байрону (постановка 1848г., Триест). Наибольший успех из этих сочинений имели оперы "Эрнани", "Аттила" и "Макбет"; многие сценические ситуации живо напоминали зрителям политическое положение в их стране.
Горячо откликнулся Верди на французскую революцию 1848, свидетелем которой он был в Париже. По возвращении в Италию он сочинил героическую оперу "Битва при Леньяно" (постановка 1849г., Рим; 2-я редакция "Осада Гарлема", постановка 1861г., Милан) на тему о борьбе ломбардцев за объединение страны. По поручению известного итальянского революционера Дж.Мадзини Верди создал революционный гимн "Звучит труба".
Новый период творчества Верди - 1850-е гг. - характеризуется созданием опер, отражающих чувства и переживания простых людей; центральной темой оперной драматургии композитора стала борьба свободолюбивого человека против гнета феодального или буржуазного общества. Таковы первые же оперы этого периода - "Луиза Миллер" на сюжет драмы Ф. Шиллера "Коварство и любовь" (постановка 1849г., Неаполь) и "Стиффелио" (постановка 1850г., Триест; 2-я редакция "Гарольд" постановке 1857г., Римини). С еще большей силой развернул композитор тему социального неравенства в таких бессмертных операх, как "Риголетто" по пьесе "Король забавляется" В.Гюго (постановка 1851г., Венеция), "Трубадур" (постановка 1853г., Рим) и "Травиата" ("Виолетта") по пьесе А.Дюма-сына "Дама с камелиями" (постановка 1853г., Венеция). В этих произведениях, отличающихся подлинно народным характером музыки, проявился исключительный дар композитора как мелодиста и драматурга, отражающего в своих операх неприкрашенную правду жизни. "Верди частенько говорил - даже в зените славы,- что он по своей натуре всегда был, есть и останется простым итальянским крестьянином. В этом - разгадка ошеломляющей популярности Верди. Его творчество органически связано с народным; его музыка своими корнями уходит в крестьянский песенный мелос Италии; в свою очередь его кантилены распевают рыбаки, гондольеры, ремесленники, пастухи... Отсюда - интонационная простота, глубокая жизненность и правдивость столь рельефно запоминающихся мелодий В." (И.Соллертинский).
Следующие произведения Верди близки к жанру так называемой "большой оперы": историко-романтические оперы "Сицилийская вечерня" ("Джованна ди Гусман"; постановка 1855г., Париж), "Бал-маскарад" (постановка 1859г., Рим), "Сила судьбы", созданная по заказу дирекции Мариинского театра (в связи с постановкой этой оперы в 1862г. Верди дважды посетил Петербург), "Дон-Карлос" по Ф.Шиллеру (постановка 1867г., Париж; 2-я редакция. постановка 1881г., Милан). В этих операх любимые и близкие Верди темы неравенства и борьбы с угнетателями воплощены в спектаклях, изобилующих эффектными, контрастными сценами.
Новый творческий период Верди начинается с оперы "Аида", которая была заказана композитору египетским хедивом в связи с открытием Суэцкого канала. Известный египтолог А.Мариэтт-бей предложил увлекательный сюжет из жизни Древнего Египта, заинтересовавший Верди. Либреттист А.Гисланцони в тесном контакте с композитором работал над либретто. Премьера оперы состоялась в 1871г. в Каире. Успех ее превзошел все ожидания.
После "Аиды" Верди в течение 14 лет не писал новых опер, пересматривая старые сочинения - "Симон Бокканегра" (постановка 1857, Венеция; 2-я редакция постановка 1881г., Милан) и др. Все считали, что композитор ввиду преклонного возраста уже не способен создать что-либо новое. Но вскоре стало извест но, что 72-летний Верди работает над оперой "Отелло" (постановка 1887г., Милан; с балетом постановка 1894г., Париж). А еще через несколько лет 80-летний композитор присутствовал на премьере своей новой оперы, также на сюжет Шекспира, - "Фальстаф" (постановка 1893г., Милан). (Для шекспировских опер Верди нашел замечательного либреттиста в лице известного композитора А.Бойто.) В последних трех операх Верди стремился к расширению оперных форм, к полному слиянию музыки с драматическим действием, придал новое значение речитативу, усилил роль оркестра в раскрытии образов.
Из других произведений Верди выделяется Реквием, посвященный памяти, поэта А.Манцони. В этом не похожем на католические мессы произв., по качествам музыки не уступающем лучшим операм Верди, композитор полностью сохраняет свой стиль, говорит своим языком.
Творчество Верди отличается глубоко реалистическим характером. Его называли летописцем европейской музыкальной жизни 1840-90-х гг. Он внимательно следил за достижениями современных ему композиторов - Беллини, Доницетти, Мейербера, Вагнера, Гуно; но Верди не подражал им, а шел собственным путем. Верди великолепно чувствовал законы оперной драматургии, весьма разнообразно использовал человеческий голос. Мелодически богатая, яркая, доходчивая музыка Верди получила широчайшее распространение во всем мире; реализм и демократичность творчества, тесная связь с народным искусством своей родины, глубокая человечность и гуманизм - основные причины популярности Верди.
Соч.: 26 опер (в т.ч. 6 в двух редакциях); струнный квартет (1873); реквием для 4 солистов, хора и оркестра (1874), "Звучит труба" - для мужского хора с оркестром (1848), кантата "Гимн наций" (1862), "Ave Maria" для сопрано и струнного оркестра (1880), Четыре духовные пьесы ("Ave Maria" для 4-х голосов, "Stabat Mater" для хора с оркестром, Le Laudi alia virgine Maria для женского хора, "Те Deum" для 2 хоров с оркестра; 1890-е гг.), Pater Noster для хора; около 15 романсов, 2 баллады для баса с фортепиано; юношеские произведения.
Лит.: Верди Дж. Избранные письма. Составитель и комментатор В.Бушен. М., 1959;
Корганов В., Верди, М., 1897;
Соловцова Л., Дж.Верди. Жизненный к творческий путь. М,1957;
Тоуе F., G. Verdi, His life and works, L., 1931;
Luzio A., Carteggi verdiani, vol.1-4, R., 1935-47;
Gatti C, Verdi, vol.1-2, Milano, 1953, P., 1961;
Mоnald l.G., Verdi: la vita, le opere, Milano, 1951;
Oberdorfer A., Verdi. Autobiografia dalle lettere, Verona, 1951;
Martin G., G.Verdi, NY, 1963.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|