|
Пфицнер (Pfitzner) Ханс (5.05.1869, Москва - 22.05.1949, Зальцбург)
- немецкий композитор, дирижер и музыкальный писатель. Сын и ученик скрипача, служившего в 1860-е гг. в московском Большом театре. Окончил Франкфуртскую консерваторию, где занимался у Д.Кваста (фортепиано) и И.Кнорра (композиция). С 1892г. преподавал в консерватории, в Кобленце; с 1894г. служил театральным капельмейстером в Майнце; с 1897г. преподавал композицию в Берлинской консерватории, и одновременно с 1903г. дирижировал в оперном театре. С 1907г. дирижер симфонического оркестра в Мюнхене; с 1908-18гг. директор консерватории, а в 1910-16гг. - оперного театра в Страсбурге. С 1920г. профессор композиции Берлинской музыкальной академии, с 1930г. - Мюнхенской. С 1934г. занимался композицией, изредка выступая как дирижер собственных произведений. Путаные политические убеждения Пфицнер позволили фашистам использовать его имя для пропаганды идеологии третьего рейха. С 1944г. жил в Вене и Зальцбурге.
Творческое мировоззрение Пфицнер сформировалось под воздействием идеалистической философии Шопенгауэра. В ранних произведениях Пфицнера ощущается сильное влияние Вагнера, например, в операх "Бедный Генрих" (постановка 1895г.) и "Роза из сада любви". Однако Пфицнер опирался не только на Вагнера, но и нанаследие раннего немецкого романтизма в музыке (Вебер, Маршнер). Будучи очень одаренным музыкантом, Пфицнер никогда не был простым эпигоном Вагнера, он выработал свой собственный романтический стиль, внутренне насыщенный, сложный, требующий от слушателя огромного внимания и сосредоточенности. Именно поэтому музыка Пфицнера мало известна за пределами Австрии и Германии. Большая часть произведений Пфицнера проникнута символико-мистическими настроениями. Лучшим произведением является опера "Палестрина" (постановка 1917г., Мюнхен), воскрешающая страницы из жизни Палестрины и всей Италии 16в. Эту оперу горячо приветствовал Т.Манн, а великий австрийский дирижер Б.Вальтер, впервые поставивший оперу в Мюнхене, в конце жизни причислял ее к наиболее сильным своим художественным переживаниям. Пфицнер - автор многих полемических статей (3 тт., 1929; 1т. , 1955г.), книги "Ober musikalische Inspiration" (В. 1940) и др.
Соч.: (кроме упомянутых): оперы (даты постановок) - "Рождественская сказка" (1917), "Сердце" (1931); для оркестра - 2 симфонии (№1 переделана из 2-го струнного квартета - 1932, 1941), "Маленькая симфония" (1939), "Скерцо" (1887); фортепианный концерт (1922), скрипичный концерт (1923), 2 виолончельных концерта (1935, 1944); камерные произведения; кантата "О немецкой душе" (на слова Й.Эйхендорфа, 1921); хоры, песни в сопровождении оркестра; музыка к пьесам X.Ибсена "Пир в Сульхауге" (1895), Г.Клейста "Кетхен из Хейльбронна" (1905); обработка и редакция опер Г.Маршнера, хоровых произведений Р.Шумана, баллад К.Лёве и др.
Лит.: Abendroth W., Pfitzner, Munchen 1935;
Rutz H., Pfitzner, W. 1949.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|