Россини Джоаккино Антонио [29.02.1792-13.11.1868]

Россини (Rossini) Джоаккино Антонио (29.02.1792, Пезарро - 13.11.1868, Пасси, близ Парижа)
       - итальянский композитор, прозванный "пезарским лебедем", сын трубача и оперной певицы. В детстве Россини переселился в Болонью, где начались его занятия на клавесине; он также занимался пением. В возрасте 15 лет Россини поступил в Болонский музыкальный лицей, где проучился до 1810, его педагогом по композиции был аббат Маттеи. Одновременно Россини начал дирижировать оперными спектаклями. К этому же времени относятся первые творческие опыты Россини - вокальные номера для странствующей труппы и одноактная комическая опера "Вексель на брак" (1810).
       В последующие годы Россини написал несколько маленьких комических опер, так называемых "фарсов" (даты постановок) - "Счастливый обман" (1812), "Шелковая лестница" (1812), "Пробный камень" (1812), "Странный случай" (1812), "Синьор Брускино" (1813). Постановка этих опер в разных театрах сделали имя Россини широкоизвестным в Италии.
       К 1813г. относится начало зрелого периода творчества Россини. Комическая опера "Итальянка в Алжире" и большая героическая опера "Танкред" (обе поставлены 1813г., Венеция) определили основные его линии. В этих операх нашли отражение патриотические чувства итальянского народа после наполеоновских войн и в период борьбы за национальное воссоединение.
       В 1814г. написана комическая опера Россини "Турок в Италии", а в 1815г. - большая историческая опера "Елизавета Английская", поставленная в неаполитанском театре "Сан-Карло". Для этого же театра Россини написал некоторые свои оперы
       В 1816г. в Риме впервые поставлен шедевр Россини в области комической оперы - "Севильский цирюльник" на сюжет 1-й части трилогии Бомарше. Эта опера явилась итогом и обобщением векового развития итальянской оперы-буфф. Следующие комические оперы Россини, как и Доницетти, ничего принципиально нового не внесли, при всех их индивидуальных художественных достоинствах. "Севильский цирюльник" Россини написал в рекордно короткий срок (около 20 дней). Не успев написать увертюру, он использовал в этой опере увертюру из "Елизаветы". Музыка "Севильского цирюльника", темпераментная, сверкающая остроумием и весельем, коренится в излюбленных жанрах итальянской народной танцевальности и песенности. Характеристики действующих лиц (преимущественно в ариях) отличаются меткостью и образной рельефностью. Ансамбли чрезвычайно динамичны. Все это обеспечило "Севильскому цирюльнику" долгую жизнь на оперных сценах всего мира.
       В том же 1816г. в Неаполе была поставлена опера Россини "Отелло, или Венецианский мавр" на сюжет трагедии Шекспира. Здесь уже достаточно заметны веяния романтизма, охватившего итальянское оперное искусство в первой половине 19в.; в последнее действие оперы композитор ввел не свойственную итальянской опере-сериа народную песню венецианского гондольера, под влиянием которой возникает простая грустная мелодия песни Дездемоны об ивушке - тоже в народном духе.
       После "Севильского цирюльника" Россини написал несколько комических опер. К ним относятся "Золушка" (постановка 1817г.) и отчасти "Сорока-воровка" (постановка 1817г.). Последняя целиком не укладывается в рамки жанра оперы-буфф. К ней обычно применяется определение semisena ("полусерьезная"), потому что комедийные положения отодвигаются на задний план, а на первый выдвигается дидактическое, морализующее начало. Это скорее мещанская мелодрама.
       Потеряв интерес к комической опере, Россини в дальнейшие годы посвящает свое творчество преимущественно опере героико-патриотической. В этом следует видеть отражение роста патриотических чувств и национального самосознания в период освободительной борьбы итальянского народа. Для того же неаполитанского театра он пишет оперы (даты постановок) - "Армида" (1817), "Моисей в Египте" (1818), "Гермиона" (1819), "Женщина с озера" по сюжету поэмы В.Скотта (1819), "Магомет II" (1820), "Зельмира" (1822) и др. В героических операх Россини широко пользуется хорами и большими ансамблями, подготовляя тем самым монументальный стиль последней своей оперы "Вильгельм Телль".
       После подавления восстания карбонариев в 1820-21гг. Россини вместе с труппой неаполитанского театра покинул Италию и выехал на гастроли в Вену, где с триумфом ставил свои оперы. Слава Россини затмила даже славу великого Бетховена. Вернувшись на короткое время в Италию для постановки в Венеции оперы "Семирамида" (1823), Россини через Лондон выехал в Париж, с которым связывает сею свою дальнейшую жизнь и работу. В Париже Россини занимал пост директора театра итальянской оперы.
       Во французской столице он поставил в переработанном виде свои оперы "Моисей" и "Магомет II" (под новым названием "Осада Коринфа"), написал для театра "Опера-комик" "Графа Ори" (1828), а для театра "Гранд-Опера" - "Вильгельма Телля" (1829), оказавшегося его последним оперным произведением. "Вильгельм Телль", написанный на сюжет драмы Шиллера, явился высшим достижением и обобщением героико-патриотической линии творчества Россини. Изображаемое в опере восстание швейцарского народа против австрийских поработителей было чрезвычайно актуально в годы борьбы Италии против меттерниховской Австрии, распространившей свое иго на многие области Италии. Этот же героико-революционный сюжет оперы отвечал и настроениям широких демократических кругов французского общества в период, предшествовавший июльской революции 1830г. в Париже. Обилие хоровых массовых сцен, общий при поднято-ораторский тон (особенно в партии главного героя), большой оркестр, играющий весьма активную роль, - все это придает опере "Вильгельм Телль" характер монументального спектакля, требующего большого театра и большой сцены. Локальный колорит (использование в музыке характерных швейцарско-тирольских напевов), образы природы (озера, горный ландшафт Швейцарии) накладывают печать романтизма. Опера "Вильгельм Телль" Россини наряду с "Немой из Портичи" Обера (постановка 1828г.) явилась важным звеном в цепи событий, составивших историю "большой французской оперы" от парижских опер Глюка и Спонтини к историко-романтическим операм Мейербера.
       Не обращаясь больше к оперному творчеству, Россини, как директор театра Итальянской оперы в Париже, привлекал к работе своих младших современников - Беллини, Доницетти и др. К 1830-м гг. относится ряд духовных произведений Россини, в т.ч. знаменитая "Stabat mater", сборник песен "Музыкальные вечера", ансамбли, хоры и разные сочинения, написанные на случай (в связи с общественными событиями, юбилеями, выставками и т.д.).
       В 1836-53гг. Россини снова находился в Италии, затем он вернулся в Париж.
       Около 40 опер Россини определяют в первую очередь огромное историческое и художественное значение его творчества, в котором можно различить два направления: комической оперы, которой он подвел блестящий итог, и героико-патриотической, сыгравшей важную роль для дальнейшего развития этого жанра в творчестве Беллини и молодого Верди.
       Правда, Россини отдал дань не только хорошей, но и плохой традиции итальянского оперного искусства, выражающейся в господстве вокальной виртуозности, в гедонистическом культе "чистой" вокальности в ущерб драматическому смыслу. Больше всего внешней вокальной виртуозности, колоратурного пения наблюдается в неаполитанских операх Россини (1815-23). Но в лучших комических операх Россини ("Итальянка в Алжире", "Севильский цирюльник", "Золушка") вокальная виртуозность имеет образный смысл, служит одним из средств музыкальной характеристики. В последней же опере Россини "Вильгельм Телль" вся вокальная сфера отличается глубокой драматической правдивостью и выразительностью.
       Россини обладал редким мелодическим дарованием. Нескончаемый поток пленительных мелодий, то задушевно-лирических, то искрометных, заполняет музыку его опер, которую А.С.Пушкин сравнил с молодыми поцелуями, струей и брызгами зашипевшего аи. Оркестр в операх Россини не ограничивается аккомпанирующей ролью -- он отличается драматургической выразительностью, участвует в характеристиках героев и сценических ситуаций.
       Если композиция опер Россини традиционная (музыкальные номера, чередующиеся с речитативами), то по существу его творчество привело к обновлению основных направлений итальянского оперного искусства и определило дальнейшие его пути.
       Соч.: около 40 опер; для оркестра - увертюра (1808), вариации для кларнета с оркестром (1809), марши; 5 струнных квартетов, тема с вариациями для квартета духовых, инструментальные пьесы; "Stabat mater" (1832), Маленькая торжественная месса (1863), кантаты, хоры, вокальные ансамбли, цикл романсов и дуэтов - "Музыкальные вечера" (изд. 1835), гимны, песни.
       Лит.: Стендаль, Жизнь Россини. Собрание соч., т.8, М. 1959;
       Серов А., Россини. Избранные статьи, т.I, M.-Л. 1950;
       Хохловкина А., "Севильский цирюльник" Дж.Россини, М.1950;
       Синявер Л., Дж.Россини, М., 1964;
       Radiciotti G., G. Rossini:..., vol.1-3, Tivoli 1927-29;
       Curzon H. de, Rossini, P. (2-е изд.)1930;
       Sсhlitzeг F., Rossiniana: Contributo all'epistolario di G.Rossini, Siena 1956;
       Вассhelli R., Rossini, Milano (3-е изд) 1954;
       Rоgnоni L., Rossini, Parma, 1956.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:30:20 UTC