Шимановский Кароль [06.10.1882-29.03.1937]

Шимановский (Szymanowski) Кароль (6.10.1882, Тимошовка, Украина - 29.03.1937, Лозанна)
       - польский композитор. Интерес к музыке проявился у Шимановский очень рано; еще в детстве он написал ряд фортепианных пьес, из которых до нас дошли только "Прелюдии". Первым учителем Шимановского был Г.В.Нейгауз, находившийся в близком родстве с Шимановский и живший в то время в Елизаветграде. С сыном Нейгауза - Генрихом Густавовичем, известным советским пианистом, Шимановского связывала тесная дружба. В 1901г. Шимановский переехал в Варшаву, где изучал теорию музыки у М.Завирского, а позднее занимался по композиции у 3.Носковского. В этот период возникла соната для фортепиано, отмеченная на Шопеновском конкурсе во Львове в 1910г. Шимановский входил в группу поэтов и композиторов, выступавших под девизом "Молодая Польша", которая играла заметную роль - в интеллектуальной жизни Польши в начале 20в.
       В 1906-08гг., живя в Германии и Австрии, Шимановский испытал некоторое влияние Р.Штрауса, особенно проявившееся во 2-й симфонии и концертной увертюре. В 1912-14гг. Шимановский снова живет за границей, в основном в Вене, где была создана его первая опера "Хагит" (1913; постановка 1922г.). В 1914г. Шимановский путешествовал по Италии и Африке; его впечатления отразились в сочинениях, написанных в ориентальном духе, - "Песнях неистового муэдзина" (на слова Я.Ивашкевича), "Песнях Гафиза" и др. Перед началом 1-й мировой войны Шимановский вернулся в Тимошовку, где оставался до 1917г., затем некоторое время жил в Елизаветграде. В Тимошовке были созданы кантата "Деметра" для альта, женского хора и оркестра, 3-я симфония для солиста, хора и оркестра на текст персидского поэта Джелалэддина Руми ("Песня о ночи"), которая по своей эмоциональней настроенности близка "Поэме экстаза" Скрябина.
       На формирование творческих взглядов молодого Шимановского оказала большое влияние музыка Шопена и Скрябина, которые всегда оставались его любимыми композиторами. Шимановский со Скрябиным объединяла общность эстетических и художественных воззрений. В Тимошовке Шимановский написал лирический цикл для скрипки "Мифы", куда входит одно из наиболее известных произведений композитора "Фонтан Аретузы". Эти сложные по форме произведения проникнуты тонким лиризмом и глубокой задушевностью. Выразительность и богатство мелодий отличают песни Шимановского на слова Р.Тагора.
       К 1916г. относится поездка Шимановского в Петроград. Русская музыкальная общественность была уже знакома с произведениями Шимановского. В 1914г. в Киеве, Москве и Петрограде выступал дирижер Г.Фительберг с программой из произведений композиторов "Молодой Польши", куда входила "Концертная увертюра" Шимановского. В 1916г. исполнялся его цикл "Маски" и 2-я соната. Шимановский встречался с Рахманиновым, Метнером, Прокофьевым и другими русскими композиторами.
       В 1919г. Шимановский переселился в Варшаву, где вскоре завоевал признание как один из лучших композиторов современной Польши. В это же время его имя становится широко известным в Европе, и его произведения исполняются на международных музыкальных фестивалях. В 1920-21гг. Шимановский посетил Париж, Лондон, Нью-Йорк, где под управлением Г.Фительберга исполнялись его сочинения. Успеху Шимановского способствовали такие блестящие исполнители его произведений, как пианист Арт.Рубинштейн, скрипач П.Коханьский, и др.
       Последний период творчества Шимановского - период окончательного становления национального стиля композитора - характеризуется обращением к национальному фольклору, ясной структурой полифонии и гармонии. Шимановский боролся за самобытность музыки, подчеркивал также ее большую воспитательную роль в обществе. Обратившись к фольклору Подгалья, Шимановский в 1926 написал балет "Харнаси" на сюжет гуральской легенды (постановка 1936г.); композитор широко вводит в музыку балета мелодии и ритмы гуральских танцев. В 1926г. состоялась премьера оперы "Король Рогер", в которой воссоздан колорит эпохи 12 века. В том же году была написана лирическая кантата "Stabat mater", задуманная первоначально как "Мужицкий реквием". В 1927-29гг. Шимановский был директором Варшавской консерватории. Шимановский выступал как музыкальный критик; известны также его литературные произведения (например, повесть "Эфеб").
       Лучшие произведения Шимановский вошли в фонд мировой музыкальной классики.
       Соч.: (кроме упомянутых) оперы ; балеты, в т.ч. Мандрагора (по комедии Н.Маккиавелли; постановка 1920), для оркестра - 4 симфонии (1906, 1910, №3 "Песнь о ночи" - 1916, №4 "Концертная симфония" для фортепиано с оркестром - 1932); 2 струнных квартета (1917, 1927), соната для скрипки и фортепиано; для фортепиано - 3 сонаты, Метопы, 12 этюдов, Четыре польских танца, 20 мазурок; циклы песен для голоса и фортепиано.
       Лит.: Шимановский К., Избранные статьи и письма, М., 1963;
       Нестьев И., Шимановский в России, "Советская Музыка" 1962 №11;
       Хоминьский Ю., Скрябин и Шимановский, "Русско-польские музыкальные связи", под ред. И.Бэлзы, М., 1963 (с.375-434);
       Iwaszkiewicz J., Spotkama z Szymanowskim, Krakow 1947;
       Lobaczewska S, K.Szymanowski, Krakow 1950;
       Z zycia i tworczosci K.Szymanowsldego, Krakow (1960), (с хронографом, библио-и нотографией).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:30:20 UTC