|
Франк (Franck) Сезар (10.12.1822, Льеж - 8.11.1890, Париж)
- французский композитор и органист. По происхождению бельгиец. В 13-летнем возрасте приехал в Париж, где занимался у А.Рейха, а затем в Парижской консерватории, у П.Ж.Циммермана (фортепиано), Ф.Бенуа (орган) и Э.Леборна (композиция). В 1842г. вернулся в Льеж, но в 1843г. вновь поселился в Париже, чтобы посвятить себя преподаванию игры на фортепиано. В 1840-е гг. появились первые сочинения Франка (4 фортепианных трио, библейская эклога "Руфь"). В продолжение всей своей жизни в дальнейшем Франк занимал должности церковного органиста. В 1872г. стал профессором по классу органа Парижской консерватории.
С 1870-х гг. Франк, хотя и не занимавший должности профессора композиции, группирует вокруг себя ряд талантливых молодых композиторов. Занятия у него на дому при обретают не меньшее значение, чем деятельность виднейших консерваторских педагогов. Среди учеников Франка - А.Дюпарк, В. д'Энди, Ш.Борд, П.О.Бревиль, Э.Шоссон, Ги Ропарц, Г.Пьерне, П.Видаль.
В 1870-80-е гг. появились наиболее зрелые и значительные сочинения Франка, получившие впоследствии мировую известность. С конца 1880-х гг. заметнее стало чувствоваться влияние Франка во французском "Национальном музыкальном обществе". Много сделал для распространения камерной музыки Франка замечательный бельгийский скрипач Э.Изаи, которому посвящена знаменитая скрипичная соната Франка.
Франк культивировал в основном инструментальные жанры, сочетая классичность формы с романтической порывистостью стиля. Значителен вклад Франка и в вокально-симфонические жанры (оратории "Искупление" и "Заповеди блаженства"). Однако в мировой репертуар вошла прежде всего его симфоническая, фортепианная и камерная музыка, Франк создал также ряд превосходных произведений для органа.
В некоторых произведениях Франк оставляет классические принципы формы и обращается к жанру созданной Листом симфонической поэмы, отображающей средствами музыки поэтический сюжет. Таковы его "Эолиды" (1876), "Проклятый охотник" (1882), "Психея" (с хором, 1888). Фортепианные циклы Франка - свое образное развитие поздних бетховенских сонат и шуманов ской "Фантазии" ("Прелюд, хорал и фуга", "Прелюд, ария и финал").
Несмотря на влияние немецкой романтической музыки и Баха, в сочинениях Франка часто проступают черты французской мелодики с ее своеобразной ладовостью. Равель говорил, что мелодии Франка "возвышенные и проясненные", а его гармонии "отличаются поразительным богатством". Гармонический стиль Франка предвосхищал некоторые приемы последующей, импрессионистской эпохи. Живые истоки франковских традиций получили продолжение не только у его прямых учеников, но и в музыке эпохи Дебюсси, при всей противоположности ее стилистической направленности.
Соч.: оперы - "Батрак с фермы" (1852), "Гульда" (1885; постановка 1894г.), "Гизела" (закончена В. д'Энди, Э. Шоссоном и др.; постановка 1896г.); для оркестра - симфония (1888), симфонические поэмы - "Джинны" (по В.Гюго; с солирующим фортепиано, 1884); Симфонические вариации для фортепиано с оркестром (1885); фортепианный квинтет, струнный квартет, 4 фортепианное трио, соната для скрипки и фортепиано, пьесы для органа, в т.ч. альбом из 55 пьес "Органист", фортепианные пьесы; оратории - библейская эклога "Руфь" (1845), "Вавилонская башня" (1865), "Заповеди блаженства" (1869-79), "Искупление" (1871; 2-я ред 1874), библейская сцена "Ревекка" (1881), песни; духовные произведения.
Лит.: В-ва О., Ц.Франк, "Русская Музыкальная Газета" 1898 №7;
Каратыгин В., Ц.Франк. "Музыкальная летопись" 1926 №3;
Каратыгин В., Избранные статьи. М.-Л. 1965;
Французская музыка второй половины XIX века, под ред. М.Друскина, М., 1938 (с.99-113);
Indу V. d', С.Franck, Р. 1930;
Vаlas L., La veritable histoire de С.Franck, P. 1950.
C. Franck inconnu, Bruxelles 1958.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|