|
Гайдн (Haydn) Иозеф (31.03.1732 или 1.04.1732, Popay, Нижняя Австрия - 31.05.1809, Вена)
- австрийский композитор. Первые музыкальные впечатления Гайдн получил в раннем детстве от отца - деревенского каретника, любителя на родной песни. Основы музыкального образования проходил у родственника И.М.Франко.
В восьмилетнем возрасте Гайдн, обладавший отличным голосом, был отобран капельмейстером венского собора святого Стефана Г.Рейтером в хор мальчиков. В Вене юный Гайдн пробует свои силы в области варьирования мотетов, самостоятельно изучает теоретические труды Фукса и Маттесона, занимается игрой на фортепиано и скрипки. В 1749г. был изгнан из капеллы собора. Он становится уличным музыкантом, часто голодает, но в то же время продолжает совершенствоваться в своем искусстве. В середине 1750-х гг. он поступает на службу к Н.Порпора в качестве аккомпаниатора (и одновременно камердинера). Некоторое время он занимался с Порпорой по композиции. Здесь же Гайдн познакомился с В.Глюком, К.Диттерсдорфом, Г.X.Вагензейлем,
В 1752-56г. появляются первые сочинения Гайдн - месса, небольшие фортепианные пьесы, написанные для учеников, дивертисменты, зингшпиль "Хромой бес" (по Лесажу) и др. Вероятно в 1755г. Гайдн сочинил свой первый струн квартет (си-бемоль мажор), за которым следует ряд инструментальные сочинения, обнаруживающих известное влияние Ф.Э.Баха. В 1759г. Гайдн переезжает в Лукавец (близ Пльзеня, Чехия) в качестве "камерного композитора" при капелле графа Морцина. В том же году он сочинил свою 1-ю симфонию.
В 1761г. Гайдн поступил на службу в капеллу венгерских князей Эстергази и Эйзенштадте. В этой капелле он служил почти 30 лет - сначала в качестве второго, а с 1766г. - в качестве первого капельмейстера. За это время Гайдн сочинил огромное количество симфоний, концертов, квартетов, трио, опер, зингшпилей и других произведений. Постоянная зависимость от вельможного хозяина, смотревшего на музыканта, как на слугу, была для Гайдн в тягость. Но вместе с тем наличие в капелле Эстергази хорошего оркестра и хора позволяло все время проверять звучание своих произведений, экспериментировать, находить новые творческие решения.
С середины 1760-х гг. слава Гайдн как композитора быстро растет. Его произведения (иной раз без ведома самого Гайдна) издаются в Париже, Лондоне, Амстердаме. Никто из композиторов инструментальной музыки - предшественников Гайдн не достиг столь широкой известности при жизни, как он. В 1781г. Гайдн встречается в Вене с Моцартом; они вместе участвуют в квартетных вечерах. Дружба Гайдна с Моцартом сыграла важную роль в эволюции стиля обоих великих композиторов.
В 1790г., после смерти Н.Эстергази и роспуска его капеллы, Гайдн переехал в Вену. В конце 1790г. по приглашению лондонского скрипача и импресарио И.П.Саломона он отправился в Англию, где прожил около полутора лет. Возвращаясь в Вену, летом 1792г., Гайдн проезжал через Бонн; здесь состоялась встреча Гайдна с его будущим учеником - молодым Бетховеном.
В 1794-95гг. Гайдн вторично посетил Англию. Здесь были написаны его знаменитые лондонские симфонии. В Лондоне Гайдн впервые услышал оратории Генделя, которые произвели на него огромное впечатление. Под влиянием этих произведений Гайдн написал в 1797 году ораторию "Сотворение мира" по поэме Дж.Мильтона "Потерянный и возвращенный рай", а в 1800г. - ораторию "Времена года". Обе оратории Гайдна принадлежат к числу значительнейших произведений мировой хоровой музыки. (Ораторией "Сотворение мира" начало свою концертную деятельность организованное в 1802г. "Петербургское филармоническое общество", которое учредило золотую медаль в честь Гайдна)
После сочинения оратории "Времена года" Гайдн почти отошел от композиторской деятельности.
В наследии Гайдна огромное число произведений самых разнообразных музыкальных жанров. Его сочинениям присущи жизнерадостность, простодушный юмор, бодрость тона. Проникнутая реалистическими образами, музыка Гайдна глубоко связана с народной основой; он претворял в своих произведениях интонации австрийских, немецких, тирольских, венгерских, чешских, словацких, хорватских песен и танцев, воплощал музыкальные картины природы и народного быта. В свою очередь многие мелодии, созданные композитором, впоследствии вошли в практику народного музицирования.
Создатель классической 4-частной симфонии, Гайдн был прозван "отцом симфонии". Хотя произведения этого жанра создавались и до него, но Гайдн достиг в них высокого совершенства. В своих симфонических произведениях Гайдн утвердил состав современного парного оркестра, четко разграничил функции каждой оркестровой группы.
С именем Гайдн связана значительная веха в истории камерной музыки, в особенности струнного квартета.
Огромную роль сыграл Гайдн в развитии сонатной формы, получившей в его симфонической и камерной музыке классическое воплощение. Гайдн написал также множество фортепианных пьес-сонат, вариаций, произведений для скрипки с фортепиано и др.
Композитор охотно обращался и к оперному жанру создавая преимущественно комические оперы. Из них наиболее известна опера "Аптекарь" по комедии К.Гольдони (постановка 1760г.), исполняющаяся до наших дней.
Наряду с Моцартом и Бетховеном Гайдн является крупнейшим представителем венской классической школы, оказавшей огромнейшее влияние на все последующее развитие инструментальной музыки.
Соч.: (кроме упомянутых): 30 опер, в т.ч. (даты постановок) - "Неожиданная встреча" (1775), "Лунный мир" (1777), "Армида" (1784); для оркестра -104 симфонии, 16 увертюр, дивертисменты, марши, менуэты, концерты (для фортепиано, скрипки, виолончели, флейты, гобоя, валторны, трубы) с оркестром; 83 струнных квартета, 40 фортепианных трио и др., камерные произведения; 52 сонаты для фортепиано, 8 сонат для скрипки и фортепиано, пьесы для фортепиано; оратории, кантаты, мессы и др. духовные произведения, хоры, вокальные ансамбли, арии, песни, обработки народных песен.
Лит.: Финдейзен Н., Музыка Гайдна в России, "Русская Музыкальная Газета" 1909, №20/21;
Стендаль, Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио. Собрание сочинений т.80, Л., 1936;
Рабинович А., И.Гайдн, Л., 1937;
Альшванг А., И.Гайдн, М.-Л., 1947;
Кремлев Ю., Путь Гайдна, "Советская Музыка" 1959, №6;
Роhl С.F., J.Haydn, Bd.1-3, Leipzig, 1875, 1882, 1927;
Nowak L., J.Haydn: Leben, Bedeutung und Werk, W., 1951;
Hoboken A., J.Haydn: Thematisch-bibliographisches Werkverzeichnis, Bd.I - Instrumentalwerke, Mainz, 1957;
J.Haydn, Gesammelte Schriften und Aufzeichnungen, Kassel, 1963;
Haydn-Stucken, Bd.I, Munchen, 1965.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|