|
Форе (Faure) Габриэль (12.05.1845, Памье - 4.11.1924, Париж)
- французский композитор. Учился игре на фортепиано и композиции в школе Нидермейера в Париже у Л.Нидермейера и затем у К.Сен-Санса. Со второй половины 1860-х гг. церковный органист в Париже. Принимал участие в создании в 1871г. "Национального музыкального общества". В 1896г. стал профессором композиции Парижской консерватории, в 1905-19гг. был ее директором. В 1900-е гг. выступал как музыкальный критик. С 1909г. член Института Франции.
Среди учеников Форе - М.Равель, Л.Обер, Ф.Шмитт, Ш.Кеклен, Ж.Роже-Дюкас, Дж.Энеску, Н.Буланже. Когда группа молодых композиторов, учеников Форе, создала в 1910г. "Независимое музыкальное общество", он согласился стать его председателем.
Творчество Форе является значительным вкладом во французскую музыку второй половины 19 и начала 20в. Оно связывает эпоху Сен-Санса и Франка с эпохой Дебюсси и Равеля. Вполне традиционное отношение к форме, инструментальной фактуре, а во многом и к музыкальному театру сочеталось у Форе с индивидуальными приемами ладогармонического мышления. Его гармонический язык, обогащенный старинными ладами и частыми модуляциями, а также тонкие оттенки лирических настроений подготавливали открытие музыкального стиля импрессионизма. Французские музыкальные критики высоко ценят благородство мелодического стиля Форе, содержательность, чистоту его музыки. Однако влияние Форе в основном не вышло за пределы его родины.
Лучшие произведения Форе написаны в жанрах камерной и фортепианной музыки. В числе его наиболее известных сочинений - ноктюрны, баркаролы, прелюдии для фортепиано, 1-я соната для скрипки и фортепиано (Танеев писал о ней П.И.Чайковскому: "Я от нее в восторге... Чем больше я ее играю, тем больше она мне нравится..."), 1-й струнный квартет, баллада для фортепиано с оркестром. Среди вокальных произведений выделяется цикл песен на слова П.Верлена "Песнь чистой любви".
Соч.: оперы (даты постановок) - "Прометей" (1900), "Пенелопа" (1913); для оркестра - симфония (1884), сюита (Симфоническое аллегро; 1873), Павана (1887), сюиты из театральной музыки; Баллада для фортепиано с оркестром (1881), Романс для скрипки с оркестром (1882), Фантазия для фортепиано с оркестром (1919); 2 фортепианных квинтета, 2 фортепианных квартета, струнный квартет, фортепианное трио, 2 сонаты для скрипки и фортепиано, 2 сонаты для виолончели и фортепиано, Элегия для виолончели и фортепиано, пьесы для фортепиано - 13 ноктюрнов, 9 прелюдий, 13 баркарол, 5 экспромтов, 4 вальса-каприса, Тема с вариациями и др.; реквием (1888), хоры, 96 песен; музыка к пьесам.
Лит.: Французская музыка II половины XIX века, под ред. М.Друскина, М.,1938 (с.124-130);
Koechlin Ch., G.Faure, P. (2-е изд.) 1949;
Jankelevitсh V., G.Faure et ces melo dies, P., 1951;
Faure-Fremier Ph., G. Faure, P. (2-е изд.) 1957;
Vuillermoz E., G.Faure, P.. 1960.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|