|
Регер (Reger) Макс (19.03.1873, Бранд - 11.05.1916, Лейпциг)
- немецкий композитор, пианист и органист. Сын учителя музыки и органиста. Учился у органиста А.Линднера в Вейдене, затем у X.Римана в Зондерс-хаузене и Висбадене. В 1890-96г. преподавал игру на фортепиано и органе и теорию музыки в Висбаденской консерватории. С 1901г. жил в Мюнхене, где с 1905г. преподавал в Мюнхенской музыкальной академии; с 1907г. профессор композиции Лейпцигской консерватории. В 1911-14г. дирижер Мейнингенского придворного оркестра. С начала 1900-х гг. концертировал как пианист и органист; в 1906г. выступал в Петербурге как солист и ансамблист. Регер считался одним из лучших интерпретаторов произведений Баха.
Первые композиции Регер были написаны для органа. Большое влияние на формирование его стиля оказала музыка Брамса. Обладая блестящей контрапунктической техникой, которая особенно проявлялась в вариационной форме, Регер создал монументальные полифонические сочинения в неоклассическом стиле. В числе его наиболее известных оркестровых сочинений "Вариации и фуга на тему Моцарта" (1913), "Вариации и двойная фуга на тему И.А.Хиллера" для оркестра (1907), отдельные пьесы для органа, ряд фортепианных пьес, как "Вариации и фуга на тему Баха", пьесы из циклов "Акварели", "Силуэты" и др.
В 1910-38г. в различных городах Германии проводились фестивали, посвященные Регеру. В 1920г. в Штутгарте и в 1923г. в Вене были основаны общества Регера, пропагандировавшие его музыку.
Соч.: для оркестра - симфониетта (1905), Серенада (1906), Симфонический пролог к трагедии (1908), Увертюра к комедии (1911), Концерт в старинном стиле (1912), Романтическая сюита (1912), симфонические поэмы по картинам Беклина - "Бёклин-сюита" (1913), Балетная сюита (1913), Отечественная увертюра (1914); фортепианный концерт (1910), скрипичный концерт (1908); 2 романса для скрипки с оркестром (1900); струнный секстет (1910), 2 фортепианных квинтета (1902, 1916), 2 фортепианных квартета, 5 струнных, квартетов, 2 фортепианных трио, 2 струнных трио, 2 серенады для флейты, скрипки и альта, 7 сонат для скрипки и фортепиано, 4 сонаты для виолончели и фортепиано, 3 сонаты для кларнета и фортепиано, 4 сонаты для скрипки соло, 3 сюиты для альта соло, 3 сюиты для виолончели и фортепиано, пьесы для фортепиано: сонатины, вальсы, импровизации, прелюдии и фуги, вариации, "Из моего дневника" и др., транскрипции, пьесы для органа - сонаты, сюиты, фантазии, прелюдии и фуги и др., пьесы для скрипки, кантаты, хоры, вокальные ансамбли, песни в сопровождении оркестра и в сопровождении фортепиано; духовные произведения.
Лит.: Вюрц Р., Модуляция и гармония в композициях Макса Регера, "Русская Музыкальная Газета" 1912 №38;
Каратыгин В., Избранные статьи, М.-Л., 1965;
Reger M., Briefwechsel mit Herzog Georg II, Weimar 1949;
Hehemann M., M.Reger, Munchen 1917;
Unger H., M.Reger, Munchen 1921;
Wurz R., M.Reger: eine Sammlung von Studien, Bd.1-4, Munchen 1920-23;
Reger M., Briefe eines deutschen Meisters. Ein Le bensbild, Leipzig 1928;
Hasse К., М. Reger, Leipzig 1946;
Poppen H., M. Reger, Leipzig (2-е изд.) 1947;
Stein F., M. Reger. Tematisches Verzeichniss..., Leipzig (2-е изд.) 1953.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|